Председатель областного комитета образования побывал во Всеволожском центре образования и ответил на вопросы «Седьмой перемены»
В последнее время к нам зачастили высокие гости. В декабре мы принимали губернатора Александра Дрозденко, а в середине февраля в школу приехал руководитель регионального образования Сергей Тарасов. Он дал эксклюзивное интервью нашей газете.
Глава областного ведомства посетил отделение дополнительного образования на Невской, 10. Он побывал на занятиях кружков, секций и группы продленного дня. Сергей Тарасов увидел, как ребята занимаются лего-конструированием, играют в шахматы, отрабатывают приемы вольной борьбы, знакомятся с поучительными историями взаимоотношений человека и кошки.
Оказавшись за круглым столом «Седьмой перемены», председатель с удовольствием ответил на наши вопросы.
— Cергей Валентинович, мы посмотрели ваши фотографии в Интернете. Вы на них довольно редко улыбаетесь. Можете сейчас улыбнуться?
— (Улыбается.) Вы наблюдательны!
— Вам часто приходится общаться с детьми?
— (Смеется.) Ну, вот сегодня общение в течение всего дня, вчера тоже был в одной из школ, напутствовал девятиклассников, которые проходили собеседование по допуску к экзамену по русскому языку.
— Учитывается ли мнение детей при принятии решений в образовании?
— Мы стараемся учитывать. Мнение детей дает возможность немножко по-другому взглянуть на вопросы, по которым принимаем решения. Например, приглашаем ребят на педагогический совет, задаем им вопросы. Ваше мнение не всегда совпадает с тем, что думают взрослые люди, но в обсуждении, диалоге нам удается либо что-то подправить в своей работе, либо убедить вас, что нужно поступать так, как считаем мы.
— Часто школьники говорят: «Мне этот предмет в жизни не пригодится». Что Вы скажете таким ученикам?
— В принципе, в жизни пригодится все. Любой предмет развивает мышление, расширяет кругозор. И даже взрослым трудно предугадать, какие знания, какие навыки могут потом пригодиться. Самое главное, что школа дает понимание, как получать знания, работать с информацией. И это умение оттачивается на примере того или иного предмета. Поэтому я думаю, что все пригодится, хотя, конечно, есть информация, которая не актуальна, но она всплывает в памяти через много лет и тоже становится нужной. Поэтому максимальную пользу нужно извлекать из каждого предмета.
— Вы работали в ЛОИРО. Тяжело учить учителей?
— Да, это особая работа. Она отличается от преподавания в школе, институте, потому что приходят уже опытные люди, обладающие огромными знаниями, опытом, возможностями. И необходимо так построить обсуждение, чтобы каждый педагог имел возможность рассказать другим о своем опыте, наработках. Поэтому организовывать такую работу не просто, но очень интересно.
— У учителей много всяких отчетов. Они их пишут для Вас?
— Нет, точно не для меня (улыбается). Мы, конечно стараемся снизить количество отчетов, не задавать школам лишних вопросов, но парадокс вот в чем: чем больше стоит пред нами задач, тем больше мы должны получать обратную связь. Конечно, электронный документооборот, элжур в какой-то степени облегчают эту работу, мы надеемся, что все-таки ее оптимизируем.
— Как Вы относитесь к школьной форме?
— Я положительно отношусь к тому, что прописаны требования к внешнему виду. А форма — это уже абсолютно жесткий вариант. В советское время она была у всех одинаковая. Сегодня есть требования к одежде, внешнему виду, это дисциплинирует и в то же время более удобно, функционально. Школьники учатся одеваться к месту. Каждый вид деятельности, каждое мероприятие требует определенного подхода к одежде, внешнему виду. Очень важно уметь выглядеть адекватно обстановке, ситуации. Это тоже искусство, проявление культуры человека.
— Правда ли, что в 2022 году введут обязательный ЕГЭ по английскому и истории?
— Этот вопрос обсуждается. Мое мнение: у нас много других механизмов определения качества образования по этим предметам. Например, Всероссийские проверочные работы, другие варианты, для этого совсем не обязателен еще один ЕГЭ. Я не уверен, что эти экзамены будут введены в 2022 году. В любом случае вам надо хорошо учиться, заниматься, вне зависимости от того, будет экзамен по иностранному языку и истории или не будет.
— Как Вы оцениваете диалог школы и родителей? Почему возникает недопонимание?
— Вопрос сложный. Недопонимание возникает как раз при отсутствии диалога между школой и родителями должного качества. Необходимы регулярные встречи. С одной стороны, школа должна расширять форматы взаимодействия с родителями. А последним я бы посоветовал все-таки прислушиваться к педагогам, больше интересоваться жизнью школы и своих детей в ней. Здесь двусторонний путь.
— Когда начнется строительство второго корпуса седьмой школы?
— Сегодня мы говорили об этом с главой администрации района. Сейчас идут предпроектные работы. Здесь нормативы очень жесткие, все площади должны им соответствовать. Мы должны понять, достаточно ли территории, чтобы вписать в нее корпус. Процесс непростой, потребуется какое-то время. Я боюсь вам называть конкретные сроки, но если в 2020-м выполним предпроектные работы и проект, в следующем году можно начать строительство. А завершится оно через два с половиной или три года, это как пойдет. Думаю, нам удастся все решить.
— Колоссальные усилия в этом направлении предпринимает глава администрации Андрей Александрович Низовский, — добавляет приехавшая вместе с Сергеем Тарасовым председатель районного образовательного ведомства Ирина Петровна Федоренко, — и Сергей Валентинович очень много работает в правительстве по этому вопросу. Мы с Олегом Анатольевичем тоже занимаемся.
— Какая проблема в образовании для Вас самая сложная?
— Мы обращаем внимание на все направления, все должно развиваться пропорционально, но ключевым является повышение качества образования. В Ленинградской области оно высокое, об этом говорят результаты исследований, недавно проводилось международное. Результаты у нас выше, чем в России и ряде зарубежных стран.
— Как Вы думаете, почему дети не хотят учиться в школе?
— Думаю, по разным причинам, у каждого своя. Самое главное, чтобы для ребенка создали условия. С одной стороны, ему должно быть интересно учиться, с другой, те задания, которые предлагаются, оказывались посильными. У каждого свои особенности, способности, кому-то больше нравится математика, кому-то литература, русский язык, и в школе нужно выстраивать работу так, чтобы замотивировать школьника. Но тут многое зависит и от самого себя. Ведь то, что сначала неинтересно, потом может заинтересовать. Мне кажется, здесь надо изменить свое отношение к предмету, если он кажется неинтересным. Может быть, с учителем поговорить.
— А может, на себя в зеркало посмотреть, — добавляет Ирина Федоренко.
— Да, посмотреть с помощью учителя (общие улыбки).
— Кто ведет Вашу страницу в социальной сети?
— Основное делаю сам. Набираю, что-то могу продиктовать пресс-секретарю, и она уже все перекладывает в текст, помогает размещать и пересылать фотографии. У нас есть Инстаграм, вот сейчас мы разговариваем, и через несколько минут новость о беседе может появиться на странице. Это нужно, чтобы люди в режиме реального времени видели, какие происходят события, изменения и обращали внимание на стратегические направления развития образования. Инстаграм также помогает установить обратную связь, там можно задавать вопросы, высказывать мнение, формулировать предложения. Это очень хорошая форма работы.
— Мы знаем, что Вы любите читать и путешествовать. Что читаете и куда путешествуете?
— (Смеется) Путешествую по миру, стране, нравится ездить по Ленинградской области, я ее очень люблю. Она у нас разная, каждый район особенный, везде много интересного. Я стараюсь, правда, не всегда получается, в поездках что-то посетить, посмотреть. А читаю сейчас книгу, посвященную качеству образования. Очень люблю книги по истории, психологии, нравятся альбомы с репродукциями — не всегда есть время выбраться в музей.
— Есть ли у Вас, как у председателя комитета, мечта? И какая она?
— (Улыбается) Есть! И она уже во многом реализуется в Ленинградской области. Я хочу, чтобы дети с удовольствием ходили в школу, а учителя с удовольствием ходили на работу.
Мы знали, что председатель комитета любит школьные газеты и подготовили для него подшивку «Седьмой перемены». Сергей Валентинович с удовольствием ее принял и тут же раскрыл. Он с ходу отметил профессионализм издания: «Очень интересный, качественный дизайн, яркие и привлекательные заголовки и хорошее полиграфическое исполнение. Буду читать!». К оценкам коллеги присоединилась Ирина Петровна Федоренко, которая знает «Седьмую перемену» с первого номера, давала нам интервью. «Не зря это лучшая школьная газета Ленинградской области», — сказал Олег Анатольевич Петров.
В конце беседы Сергей Тарасов расписался на том же номере газеты, на котором до этого оставлял свое пожелание губернатор Александр Дрозденко. Мы попросили главу областного образования, как учителя (Сергей Валентинович – историк), сделать запись красным фломастером. «Можете какие-то пожелания написать, — подсказал Матвей Дуров, — и поставить дату». «Конечно!» — улыбнулся Cергей Валентинович, посмотрел на смартфоне, какой сегодня день, и написал: «Спасибо за вопросы! Новых побед!».
Председатель уехал, а из спортивного зала раздавались голоса. Тренировка продолжалась. Жизнь спортсменов и других обитателей нового отделения школы становится интереснее. В бывшем помещении «Моих документов» сделан хороший ремонт, идет комплектование кабинетов мебелью и оборудованием. У «Седьмой перемены» теперь есть настоящий редакционный офис. И мы готовы принимать в нем не только высоких гостей из Санкт-Петербурга, но и всех ребят, педагогов, родителей, жителей Южного, которым есть что рассказать нашим читателям.
Матвей Дуров, Кристина Мокроусова, Екатерина Плюснина, Андрей Моисеев, Татьяна Антоненко, Вероника Зыкина, Анастасия Томкив, Елизавета Васильева, Севара Аллабергенова, Мария Матвеева, Валерия Хмелевская.