Психолог рассказала, как адаптироваться к переменам и чем это умение отличается от приспособленчества
«Седьмая перемена» продолжает цикл публикаций о метанавыках человека XXI века. Мы уже рассказали о креативности, эмоциональном интеллекте, цифровой грамотности и функциональной грамотности. Сегодня разговор пойдет об адаптивности. На наши вопросы отвечает психолог Лусине Александровна Мальцева.

— Лусине Александровна, чаще всего слово «адаптация» используют, когда говорят о переезде и начале жизни на новом месте. А что вы, как психолог, вкладываете в это понятие?
— Переезд, смена места учебы и работы – это, безусловно, крайне актуально для всех и всегда. Изначально же адаптация заключается в умении изменяться, приобретать новые навыки, трансформироваться. Хотелось бы уточнить: мы говорим об адаптации в образовательной среде или адаптации в целом, для социума и человечества?
— Поговорим о том и другом — об адаптации в образовании и социуме.
— Хорошо. Адаптация – процесс, который всегда в динамике. Это элемент эволюции. Проигрывает тот, кто не сумел адаптироваться.
— Процесс эволюции все время ускоряется, то и дело превращаясь в революцию. Появляются новые технологии, профессии, возможности. Человек должен за всем этим успевать?
— Должен. А как иначе?! Не будет успевать, значит, останется за бортом. Можно ли это назвать адаптацией? Вопрос спорный. Если сказать «да», тогда я приглашу на дискуссию коллег либо тех, кто со мной не согласен. Но ясно, что человек должен успевать за прогрессом, если хочет где-то и в чем-то преуспеть.
При адаптации человек, как хамелеон, должен уметь приспособиться к внешним изменениям. А для этого надо «познакомиться с собой», знать свои сильные и слабые стороны. Понимать, на что ты способен. Здесь важно не переоценить собственные возможности. Это поможет приспособиться к изменениям.
— Человеку сложно в этом мире, где постоянно все меняется, где нет ничего стабильного, постоянного, на что можно было бы опереться. У человека, у которого нет точки опоры, возникает дискомфорт. Как избавиться от него? И как научиться жить в условиях неопределенности?
— Все меняется и нет точки опоры – это разные вещи. Все меняется – так и должно быть, это естественно. «Все течет, все меняется», — сказал древнегреческий философ Гераклит. Да, мир не статичен, и мы не статичны. Все находится в динамике. Мы рождаемся, взрослеем, стареем — это норма. А отсутствие точки опоры – не норма. Важно найти эту точку опоры. Есть вещи, которые неизменны в любом возрасте.

— Интересный вопрос! Если мы говорим про адаптивность, то человеку нужно приспособиться, найти людей, которые помогут, чтобы решить рабочие задачи в каких-то новых условиях. Это на пользу себе и на общую пользу. А у приспособленца всегда все только в свою корзину. Здесь есть элементы эгоцентризма и корысти. Он мыслит по-иному: я заинтересован в этом, я найду все лазейки, выйду с кем-то на диалог и использую в своих целях.
— Уточню: человек к чему-то привык, считает стабильным, а оно берет и меняется.
— Ты говоришь о ригидности (твердости, оцепенелости) и гибкости. Ни возраст, ни сфера деятельности человека к этому не имеют никакого отношения. Это умение трансформироваться, меняться. Если такие навыки есть, и они сопровождают тебя от мала до велика во всех делах, то здесь совершенно нет никаких причин для тревоги.
Да, мир меняется, эволюция ежесекундна, ежеминутна. Мы что-то каждый день открываем. В области науки все время происходят открытия, это влечет за собой изменения в обычной жизни. Каждый день мы просыпаемся с новостями, и оставаться такими, какими были вчера, не суметь подстроиться под сегодняшнее новое – это ригидность. Это не здорово.
— То есть невозможно раз и навсегда что-то освоить и с этим все время жить припеваючи?
— Странно в принципе так думать! Так не должно быть. И странно, если такое есть. Но некоторые моменты ты никогда не поменяешь. Это моральные принципы. Вот вам и точка опоры!
— Как человеку адаптироваться к новым технологиям?
— Если говорить о технологии в современном понимании, многое зависит от возраста. Для поколения Z это не представляет никакой трудности. Для тех, кто постарше, все сложнее, но никто не отменял процесса обучения, взаимодействия с коллегами.
— Часто ли на консультации выясняется, что человек не умеет адаптироваться? И что вы ему рекомендуете?
— Да, на консультациях приходится встречаться с людьми, у которых низкий уровень адаптации. Мы это обсуждаем, и в индивидуальном порядке рекомендации, безусловно, даются.
Замечу, что проблемы в адаптации чаще возникают у людей пожилого возраста. У них свои закоренелые устои, им крайне трудно личностно меняться. Таким людям сложно объяснить необходимость, естественность перемен.
Если мы говорим о детях, подростках, молодых людях, то здесь на первый план выходит просветительский момент. Мы проговариваем, что такое адаптация, что хорошо и плохо для каждого, если человек принимает решения сам.
— Может ли школа научить адаптации?
— Может, а как иначе?! Это происходит совершенно естественным путем в процессе формирования личности, когда человек растет, взрослеет. Первая адаптация происходит, когда ребенок переходит из садика в первый класс. Он встречается с новыми правилами, моментами, и должен в течение года адаптироваться. Этот год в школе так и называется – адаптационный.
Далее дети из начальной школы переходят в среднее звено. Появляется огромное количество педагогов, постоянно сменяются кабинеты, возникают новые знакомые. Это происходит по-разному и не всегда просто.
Если родитель подготовлен, скажу так, педагогически к этому приспособлен, адаптация ребенка проходит очень легко. Школа – институт, который естественным способом помогает, обучает адаптироваться. Потому что далее эти процессы происходят в более жесткой форме.
— Да, жизнь сложна. Очень часто люди попадают в ситуации, требующие адаптации. Как научить себя быть готовым к этому?
— Это как с мышцей. Если ее не тренировать, она вроде бы выполняет свою функцию, но при малейшей нагрузке сдает, потому что не натренирована. Адаптация – абсолютно такая же история. Если с ней есть проблема, это видно. В такой ситуации внимательный родитель сразу обращается к специалистам, и начинается работа. Коррекционные занятия, консультация с родителями, подсказки ребенку.
И далее ребенок, сталкиваясь со сложностями, понимает, что можно обратиться к взрослому, специалисту. К сожалению, не всегда это происходит, и тогда люди испытывают трудности в адаптации. Им сложно перейти с одной работы на другую, трудно адаптироваться в новом коллективе. А все потому, что когда-то, когда ему было мало лет, родители не обращали внимания на сложности у ребенка, связанные с адаптацией.
То, о чем мы говорим, — это пласт, который определяет качество жизни. Хочу добавить к сказанному, что у женщин адаптация происходит гораздо быстрее.
— Почему?

Осознать, что перемены неизбежны
Понять, что сопротивление усиливает стресс
Постепенного внедрять изменения
Видеть возможности и перспективы
Искать поддержку у окружающих
— Женщина более психологически гибкая, потому что у нее биологическая задача вырастить потомство. Мужчина может уйти в депрессию, повернуться лицом к стенке и тосковать об оставленном заводе, о своих друзьях и месте, где прошла большая часть жизни. А женщина уже учит язык, устраивается на работу, находит для детей школу, садик, общается с соседями.
Мужчинам сложнее в вопросах адаптации, но, как и в любых правилах, есть исключения.
Дети, которые вынуждены переехать их города в города, поменять школы, напрямую встречаются с процессом активного приспособления. Часто они закрыты, боятся новых знакомств, с трудом вливаются в новый коллектив, у ребят есть проблемы с академической успеваемостью. И в этот момент учителя рекомендуют им обратиться к специалисту.
— Кто еще испытывает сложности с адаптацией?
— Люди с нездоровой психикой, находящиеся в острой кризисной ситуации. И моя задача, как специалиста, — определить эти сложности. Если они исправимы, важно помочь человеку измениться. Рекомендую пойти в клинику, если что-то вижу.
— Как человеку научиться ориентироваться в новых правилах и использовать их в своей деятельности?
— Для начала надо их изучить. Если не понимаешь новые законы, сложно адаптироваться, каким бы ты не был ресурсным и так далее. Невольно вспоминается такая поговорка: «В стаю попал – лай не лай, а хвостом виляй».
— А еще говорят: «С волками жить — по волчьи выть», «Назвался груздем – полезай в кузовок!»
— Да. Адаптация – понятие объемное, многослойное. Она и биологическая, и социальная, и психологическая. Важно выучить свод законов, неписаных правил в новом коллективе, а также быть наблюдательным, внимательным и не сильно требовательным к себе, особенно в первое время.
— Не сильно?!
— Да. Если ты только приступил к исполнению новых обязанностей, совершенно не нужно ставить себе задачу покорить Эверест, всех в себя влюбить и т.д. Это не про адаптацию, это какая-то другая история.
— Поясните!
— Да, при таком раскладе не вы, а весь коллектив должен под вас адаптироваться. Такого никогда не бывает. Поэтому надо узнать ритуалы коллектива, какие в нем бывают сборы, как поздравляют с днем рождения, совершают совместные поездки и т.д. А потом уже свои ресурсы показывать.
— Где грань между адаптивностью и приспособленчеством?
— Интересный вопрос! Если мы говорим про адаптивность, то человеку нужно приспособиться, найти людей, которые помогут, чтобы решить рабочие задачи в каких-то новых условиях. Это на пользу себе и на общую пользу. А у приспособленца всегда все только в свою корзину. Здесь есть элементы эгоцентризма и корысти. Он мыслит по-иному: я заинтересован в этом, я найду все лазейки, выйду с кем-то на диалог и использую в своих целях. И тот человек даже не поймет, как все это произошло.
— Если обобщить, что важно уметь при адаптации?
— При адаптации важно уметь сосредоточиться, собрать свои ресурсы, понять, кто тебе нужен. Важно быть психологически гибким, понимать все изменения, не противостоять им. Это навыки, которым надо обучаться. Если в семье все проходит с легкостью и есть с кого взять пример, ребенок улавливает эту легкость и обучается маневрировать в различных жизненных ситуациях. Всему можно научиться, и адаптации тоже.
Маргарита
Напалкова