НЕ ПЕРЕЛИСТЫВАЙ – Я СПИСЫВАЮ!

Школа
Тема дня
Фото:moskva.bezformata.com.
Фото:moskva.bezformata.com.
Многие ученики «выезжают» за счет одноклассников

Людей, которые никогда не списывали, можно пересчитать по пальцам. Взаимовыручка в школе – вещь естественная, но сегодня мы поговорим о тех, кто не сотрудничает с одноклассниками, а просто механически списывает.

Для начала я провожу небольшой опрос в школьном коридоре.

— Я никогда не списываю, — говорит хорошистка Диана Ларионова. – Сама иногда даю списать домашку. Отказываю, когда у меня мало времени, просто не хочется или плохое настроение. А на уроке вообще не даю списывать. На меня обижаются, называют какашкой. Я предлагала нашей двоечнице помощь, но она не хочет учиться.

— Я хорошист, сам списываю о-очень редко. Когда просят, всегда даю списать, — рассказывает Артем Булавский. — Кому-то не хочется делать домашку, а мне не лень. Нет, не жалко, что я работал, а кто-то спишет, воспользуется моим трудом.

Мне все время встречаются хорошисты, но экспресс-опрос показывает, что отношение к списыванию у них разное.

— Я хорошистка, списать даю, но не всем, — признается Мария Афанасьева. — Даю подругам, а пацанам отказываю, они уже и не просят.

Александра Геннадьевна Новикова

Даже беглого разговора в коридоре достаточно, чтобы понять: списывание у одноклассников – не такое простое явление, как может показаться на первый взгляд. Чтобы разобраться в его нюансах, я обратилась к заместителю директора школы, кандидату педагогических наук Александре Новиковой.

— Александра Геннадьевна, вы сразу видите, кто списал?

— Конечно. Это видно по ошибкам, которые допущены у одного и другого. Этого не скроешь и тогда, когда списывают, не обращая внимания на учителя.

— Почему ученики списывают?

— Тут много причин. Кто-то по объективным причинам – не вовремя записал, не узнал, полетела система в Элжуре: задание не высветилось и человек не выполнил домашнюю работу, потом прибежал и списал. Или ученик заболел. Хуже, когда он на все забил и это вошло в систему, в привычку. Человек ничего не делает и надеется, что кто-то выручит, даст списать.

— Это помогает тому, кто списывает?

— Вряд ли есть обдуманное списывание. Скорее, это делается чисто механически, ну, может, за редким исключением.

— Лучше списать, чем вообще ничего не делать?

— Не знаю, кому от этого лучше.

Ученики списывают у других:
— Из-за сбоя в журнале не знают задание
— Хотят иметь хорошие оценки, не напрягаясь
— Не видят смысла в предмете
— Не хотят учиться, трудиться

— У человека хоть что-то в голове останется.

— Может и останется, но, скорее, нет, если он механически списывал, лишь бы учителя от него отвязались. Вот у нас после каникул ученик пропустил тему, не разобрался, не знал, как сделать. Списал, понимая, что потом разберется.

— Бывает, что тот, у кого списали, и тот, кто списал, получают одинаковые оценки?

— Конечно, если не заметил учитель или задание не требует какого-то другого варианта – это не сочинение или что-то еще такого рода, а математика. Где точные науки, там сложно разобраться, если нет ошибок.

— Но учителя же знают, кто какой ученик, а они сделали одинаково…

— Ученик мог подготовиться, потому что задания, тесты, были даны заранее.

— Он мог выучить, и никак не докажешь, что списал?

— Да. А так всегда с особым пристрастием смотришь на тех, на кого особо не рассчитываешь. Вот у меня сейчас случай: не думала, что один ученик может написать тест на тройку, следила за ним, потому что нужно было оценку за триместр исправлять. Но он все-таки справился, наскреб на три, не списывая.

— Что вы cкажите тем, кто списывает, и тем, у кого списывают?

— Я могу правильно ответить: «Ни в коем случае нельзя давать списывать!», но от этого пользы не будет. Да, списывание не должно входить в систему, но друга иногда надо выручать. Я дала ему списать, и мы вместе разобрались в теме.

— Это уже взаимовыручка. А как быть с «профессиональными» списывальщиками?

— Если ты не даешь списать, на тебя пальцем показывают. Ты становишься жадиной, а то и изгоем. Раньше таких ребят называли очкариками, а сейчас могут просто начать гнобить. Тут важно понять, по каким причинам человек списывает.

— Когда просят списать, спрашивать, по какой причине?! Если по этой – дам, а по другой – извини!

(Смеется.) Наверное, списывание неискоренимо… Я недавно выставляла оценки за триместр и думала: несправедливо, что мы ставим тройку за 2,56 и 3,50. Ребята сейчас все подгоняют под эту арифметику: «У меня есть 2,56, мне хватит, три все равно нарисуют». К сожалению, высокомотивированных учеников, которые учатся для себя, чтобы развиваться, сейчас мало. Списывать станут меньше, когда каждый школьник начнет задумываться: зачем мне это нужно, что останется в моей голове?..

Виктория Середа

close

О, привет 👋
Приятно познакомиться.

Подпишитесь, чтобы получать замечательный контент каждый день.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *