Нарушения режима питания и сна снижают успеваемость детей в школе, ведут к росту депрессивных настроений, пищевой зависимости и ожирению. К такому выводу пришли ученые Уральского федерального университета (УрФУ). Результаты исследования опубликованы в журнале Nutrients.
По информации ВОЗ, за последние 40 лет в мире стало в 10 раз больше подростков, страдающих от лишнего веса. Исследование причин ожирения строятся на опыте взрослых работающих людей, но в пищевом поведении детей есть своя специфика. Ученые УрФУ изучили суточную активность (циркадные ритмы) более 12 тысяч учеников 6–11-х классов. Специалисты проанализировали связь между циркадными ритмами, питанием и школьной успеваемостью ребят.
Оказалось, что 10 процентов детей имеют лишнюю массу тела, а 6,4 процента – недостаточную. У 2,2 процента школьников обнаружены признаки висцерального ожирения. У 22,2 процента детей отмечена умеренная и выраженная депрессия, у 5,3 процентов – пищевая зависимость.
Ученые отметили, что у школьников вырос объем учебной нагрузки. При недосыпании или неправильном питании у них может стать хуже эмоциональное состояние и снизиться успеваемость.
Исследование показало, подростки с низкой успеваемостью и депрессией чаще страдают от пищевой зависимости. Из-за переживаний они не следят за питанием, могут совсем не завтракать и поздно ужинать.
Занятия во вторую смену тоже могут стать фактором ожирения. Фаза сна у детей сдвигается на более позднее время, меняется время главного приема пищи. Если ребенок поздно ложится спать, утром у него нет желания завтракать. И до обеда он обязательно утолит голод каким-нибудь продуктом с высоким содержанием сахара и жиров.
Ожирение может стать хроническим, предупреждают ученые, поскольку привычки меняются в период созревания функций нервных регуляторных центров.
Сейчас обсуждается возможность такой меры профилактики ожирения, как ограничение еды. Ученые УрФУ считают, что голодание негативно скажется на психоэмоциональном состоянии и познавательных функциях детей.
Ученые рекомендуют перестроить образовательный процесс с учетом особенностей режима питания детей разного возраста. Идеально вообще отказаться от второй смены в школе.