Девятиклассники Всеволожского ЦО рассказали о сложностях на итоговом собеседовании по русскому языку
Итоговое собеседование по русскому языку в 9 классе проводится для оценки уровня общеобразовательной подготовки выпускников по разделу «Говорение». Во время этого испытания оцениваются коммуникативные навыки ученика. Школьнику необходимо показать, как он умеет читать, понимать и пересказывать тексты, грамотно выражать мысли и отвечать на вопросы. Собеседование оценивается в формате «зачет/незачет». По его итогам выносится решение о допуске выпускника к государственной итоговой аттестации.

Итоговое собеседование по русскому языку:
— Чтение вслух небольшого текста
— Пересказ текста с высказыванием
— Выбор вариантов беседы: описание фотографии, повествование на основе жизненного опыта, рассуждение по проблеме
— Построение монологического высказывания
— Участие в беседе по теме предыдущего задания
Школьники выполняли четыре задания: читали вслух небольшой текст (две минуты на подготовку); пересказывали прочитанное с привлечением дополнительной информации — цитат или высказываний (две минуты на подготовку); выбирали один из трех предложенных вариантов беседы (описание фотографии, повествование на основе жизненного опыта, рассуждение в виде ответа на проблемный вопрос) и строили монологическое высказывание (минута на подготовку); беседовали с экзаменаторами по теме предыдущего задания.
Общее время ответа — 15 минут. Для участников с ограниченными возможностями здоровья продолжительность была увеличена на 30 минут. Во время ответа выпускника велась аудиозапись.
После итогового собеседования девятиклассникам предложили высказать свое мнение об экзамене. Свои отклики писали и мы, авторы этого материала. Практически все ребята рассказывали о волнении, эти описания мы пропускаем.
Злата Вяткина, 9г класс:
— Вопросы, которые мне задавали, были разнообразными. Некоторые касались моих увлечений, планов, другие — учебы. Я старалась отвечать быстро и понятно. Это не всегда удавалось.
Алина Федорова, 9г:
— Во время собеседования я немного волновалась, но справилась с заданиями намного лучше, чем во время пробного экзамена.
Мария Муравьева, 9е:
— Когда я оказалась в кабинете, волнение сразу прошло. Читая текст, почувствовала уверенность. При описании фотографии была сосредоточена на том, чтобы собрать десять и более фраз. Во время диалога мне понравилось отвечать на вопросы. Думаю, собеседование – не такая сложная и страшная процедура, как мы думаем. Просто к нему надо готовиться, и тогда все получится.
Иван Колесников, 9г:
— Во время экзамена я был спокоен, старался не запинаться. Некоторые задания оказались простыми, другие чуть сложнее. Были моменты, когда сомневался в правильности своего ответа, но не зацикливался на этом и говорил дальше. Время пролетело незаметно.
Виолетта Дралова, 9е:
— Больше всего переживала за пересказ текста. Боялась, что начну нервничать и скажу что-нибудь не так. В аудитории меня успокоило то, что организатором была учительница, с которой мы беседовали на «пробнике». По-моему, я сдала чуть лучше, чем на «репетиции». Это хороший опыт.
Марианна Варфоломеева, 9г:
— Я понимала, что нужно сохранять спокойствие и говорить уверенно. Первые минуты экзамена были напряженными, а потом я успокоилась. Вопросы оказались довольно сложными, и мне было сложно выразить свои мысли. В конце экзамена почувствовала облегчение и радость. Чтобы все получилось на таком собеседовании, нужна подготовка, богатый словарный запас и умение говорить.

«Седьмая перемена» попросила прокомментировать экзамен учителя русского языка и литературы, заместителя директора Наталью Шабанову.
— Наталья Александровна, что показало итоговое собеседование по русскому языку?
— Уточню: это не собеседование по русскому языку, а метапредметный экзамен. Он показывает, насколько ученики готовы к окончанию девятого класса и овладели коммуникативными умениями и навыками.
Экзамен показал, что у читающих, мотивированных школьников эти испытания никакого затруднения не вызывают. По сути, ничего сложного в собеседовании нет. Для ребят с богатым словарным запасом экзамен тоже не вызывает затруднений.
— Что у выпускников получалось лучше всего, а что им не удавалось сделать?
— Самое легкое задание – чтение текста. Самым сложным оказался пересказ с цитированием. Многие ребята с ним не справлялись. Выпускники либо забывали про цитату, либо неуместно ее использовали. Но в целом все справились достаточно неплохо.
— Какие советы вы можете дать ребятам, которым предстоит такое собеседование?
— Во-первых, нужно готовиться. Во-вторых, надо больше читать, тренировать свою память и не откладывать все на потом. К экзаменам за неделю и за последнюю ночь не приготовиться. (Смеется.) И, конечно же, необходимо следить за своей речью.
Мария Муравьева Виолетта Дралова