На вопросы «СП» отвечает победитель IX Муниципального фестиваля конкурсов педагогического мастерства «Профессиональный успех» в номинации «Лучший учитель-дефектолог» Екатерина Кавардакова
— Екатерина Владимировна, дефектолог – достаточно необычная профессия. Почему вы выбрали именно ее?
— Этот путь начался в 2015 году, когда я начала работать с малышами на ранней стадии развития. Детки приходили маленькие, но уже можно было наблюдать их индивидуальные особенности. Захотелось понять, почему это происходит.
Есть дети, которые не проявляют интереса к игрушкам, занятиям, рассчитанным на их возраст. Я увидела, что их становится много и поняла, что мне нужно больше про это узнать. Стала искать информацию про ребят с ОВЗ. Пошла переобучаться на педагога-дефектолога, и с 2021 года работаю работаю во Всеволожском ЦО.
— А чем конкретно занимается дефектолог?
— Развитием и формированием высших психических функций – памяти, внимания, речи, мыслительных процессов.
В дошкольном возрасте дети уже начинают логически мыслить, слышать, видеть и выполнять инструкцию взрослого. А у ребят, с которыми я работаю, есть трудности восприятия информации, которые дает педагог во время занятий.
Соответственно, возникают трудности в дальнейшем обучении в школе.
Дефектолог обучает понятиям: цвет, форма, величина предмета, знакомит с окружающим миром, а именно с предметами, с которыми ребенок взаимодействует. Например, игрушки, овощи, одежда, посуда и т.д. С сезонными изменениями природы, а именно временами года. Учит выявлять причинно-следственные связи и закономерности.
— Что самое трудное в работе дефектолога?
— Правильно диагностировать, выявить индивидуальные трудности в обучении ребенка и подобрать методы коррекции.
Фото: Анастасия Белоруссова
— Какие методы тренировки памяти вы используете в своей работе?
— Используем технологию «Запомни 10 картинок», она помогает развить зрительную память. Мы выкладываем 10 картинок и предлагаем ребенку сначала просто посмотреть, потом убираем. Он должен вспомнить, какой нет.
Потом говорим малышу: «Посмотри и запомни!» Ребенок должен услышать инструкцию, запомнить ее и более внимательно рассмотреть картинки. Через некоторое время убираем и снова спрашиваем, что он запомнил. Это произвольная зрительная память.
Есть упражнения на развитие слуховой памяти. Когда ребенок уже постарше, мы используем методику психолога и врача-невролога, одного из основателей нейропсихологии Александра Романовича Лурии «Запомни 10 слов». Мы диктуем слова несколько раз, и ребенок должен их воспроизвести. Редко у кого получается запомнить все.
А вы пытались запомнить на слух 10 слов?
— 10 слов не было, но предметы у нас забирали.
— То есть тоже проходили такую диагностику! Это самая простейшая и показательная методика развития памяти. Если дети уже школьники, мы не картинки используем, а, например, символы, точки, палочки. Показываем таблицу с нарисованными точками, а потом ее забираем, и ученик должен воспроизвести эти знаки на листе. В нужной ячейке поставить точку или палочку.
— Были в вашей практике какие-то случаи, которые запомнились больше всего?
— Запомнился трехлетний ребенок с ДЦП, у которого нарушен опорно-двигательный аппарат и есть сопутствующие нарушения органического характера. Мальчик не говорил, не ходил, не глядел в глаза. С ним было очень тяжело работать.
Мне пришлось применить все свои способности. Изучала материалы о том, как работать с такими детьми. В итоге мы научились с мальчиком смотреть друг на друга, взаимодействовать – перекидывать мяч (он ловил и обратно бросал мне). Потом мы научились руками собирать пирамидку. Для трехлетнего ребенка с такими нарушениями это большая динамика.
В школе я работаю с ученицей, очень открытой и контактной девочкой. Можно сказать, это наша звезда. У школьницы тоже ДЦП. Мы научились держать ручку и писать. То есть справились с первостепенной трудностью обучения в школе, когда ребенок не может писать буквы, цифры, геометрические фигуры и т.д.
— Это Василина?
— Да. За три года мы достигли больших успехов. Она уже все слышит, более усидчивая, готова сама заниматься. Все достигнуто не только благодаря нам, но и маме, которая занимается девочкой, всячески поддерживает ее развитие, постоянно ходит на мероприятия вне школы. Это самый тяжелый случай, в котором я вижу динамику и результат.
Фото: Анастасия Белоруссова
— Как можно развить у ребенка внимание?
— Есть специальные методики. У школьников это таблица Шульте. В ней вразброс написаны цифры, и ребенок должен найти все и назвать их по порядку. Это делается на время.
Кроме того, у нас есть методика корректурной пробы. Когда ребенок должен подчеркнуть, зачеркнуть определенный знак за отведенное время, либо вставить его в геометрические фигуры. Эти корректурные пробы могут состоять из букв, цифр, символов. И это все тоже выполняется на время.
— Сколько времени требуется, чтобы у ребенка появился заметный прогресс?
— У всех индивидуально. Если это просто задержка психического развития на фоне педагогической запущенности, то при систематических занятиях (от самого простого к самому сложному) можно за полгода увидеть динамику. Если это сложный случай, то, конечно, быстрых результатов не будет.

Во время открытого занятия они включились. Говорили: «А можно я?!» Была решена мотивационная задача – завлечь ребенка в познание, в самостоятельное изучение темы урока и того, что вокруг нас. Наверное, это и сыграло при выборе меня победителем конкурса.
— С помощью каких педагогических инструментов вы помогаете развить мышление?
— Мы занимаемся классификацией, разбором предметов по группам. Уже с детского возраста ребенок должен понимать, кто такие домашние животные, что такое деревья, транспорт и т.д.
— А это с какого возраста?
— Мы начинаем давать эту классификацию с трех, четырех лет. Ребенок должен понимать, что мяч, кубик, пирамидка – это игрушки. А кошка, собака, корова – домашние животные. Помидор, репа, картошка, огурец – овощи. И так далее.
Когда ребенок переходит в возраст старшего дошкольника, пять и шесть лет, он должен выбирать из набора предметы, которые к этой группе не относятся. Эта методика называется «Четвертый лишний».
Затем мы даем простые аналогии. Например, у нас есть картинка, на которой курица и цыпленок. Ребенок должен посмотреть и понять закономерность, почему они здесь. Дальше дается лиса, а внизу картинки – нора, мышка, лисенок и что-то еще. Ребенок должен по аналогии выбрать, какой предмет подойдет к лисе. Как вы думаете, что должно подойти к лисе?
— Лисенок и нора.
— А почему нора?
— Она там живет.
— А какая аналогия была у нас с самого начала?
— Мама и детеныш!
— Значит, мы по аналогии «мама и детеныш» находим вторую картинку. Это будет лисенок. Нора нам не нужна!
(Общий смех.)
— Что вы должны были сделать на конкурсе?
— Нужно было составить профессиональное портфолио, подготовить видео подгруппового занятия с детьми и его самоанализ.
— Были ли у вас какие-то креативные способы подачи знаний?
— Для конкурса?
— Для конкурса и в работе.
— Я использовала свою авторскую адаптированную методику. Она основана на экспериментально-исследовательской деятельности в дошкольном и школьном образовании.
У ребят с задержкой психического развития фрагментарное восприятие мира, у них нет мотивации к самостоятельному изучению, низкая познавательная активность. Опыты, которые я провожу, детям нравятся, они вызывают много эмоций, побуждают ребят начать что-то изучать.
Во время открытого занятия для конкурса у детей можно было увидеть интерес к занятию и побуждение к выполнению заданий. Ранее они так себя не проявляли.
Наверное, это и сыграло при выборе меня победителем конкурса.
— То есть вы довольны работой ваших учеников во время конкурса?
— Очень довольна! Они проявили себя так, как не показывали на обычном занятии. На уроке со школьниками мне удалось увидеть логическую цепочку их мыслей, то, как они рассуждают, как понимают, о чем мы говорим, какой проводим эксперимент и для чего его проводим.
К сожалению, при прохождении программы дети часто не воспринимают сухую информацию без взаимодействия с предметами. Это особенность ребят с задержкой психического развития, так как у них недостаточно развито абстрактно-образное мышление. Ребятам нужна наглядность, практико-ориентированные задания на занятиях. И моя методика дает этим детям возможность быстрее выстроить логическую цепочку.
Почему, например, птицы улетают в теплые края? К сожалению, дети, с которыми я работаю, эту логику не выстраивают. Я объясняю им: птицы, которые улетают в теплые края, питаются насекомыми, а некоторые — рыбами. Зимой таким пернатым невозможно найти пропитание. Поэтому они улетают в те края, где смогут найти еду.
Моим детям нужно больше наглядных примеров, чтобы они понимали окружающий мир. С математикой так же: чтобы научить ребенка решать задачи, необходимо сформировать восприятие того, что было сначала, а что стало потом. Например, была морковка. Сделали два надреза. Сколько частей получилось?
— Три.
— Правильно! Ребенку нужно воспроизвести образ морковки, понять, что такое надрезы. А потом мы считаем, сколько частей получилось. Так у нас развиваются мыслительные процессы.

Авторская методика Е.В. Кавардаковой
«Я хочу узнать» позволит ребенку с ЗПР:
— освоить адаптированную образовательную программу;
— повысить уровень познавательной активности;
— развить навыки установления и выявления причинно-следственных связей в окружающем мире;
— освоить доступные способы изучения предметов, связанных одной лексической темой (наблюдение, сравнение, анализ, классификация и т.д.);
— сформировать сенсорные эталоны окружающей действительности;
— повысить уровень эмоционально-волевой сферы и заинтересованности к получению знаний.
— Можно сказать, ваши занятия влияют на восприятие детьми мира.
— Да! Они начинают понимать, что вокруг. Даже когда мы в летнем школьном лагере идем на экскурсию в КДЦ, я всегда детям говорю: «Посмотрите, какое дерево, какой цветок. Как называется этот цветок? А как называется это дерево?»
Я всегда стараюсь уделять внимание деталям. Так формируется в сознании ребенка окружающий мир. Без помощи взрослого это не разовьется! Взрослые – главные проводники в развитии, в восприятии окружающего мира. В первую очередь — это родители, которые с детства должны обращать внимание ребенка на то, что их окружает.
Наглядность моим детям очень помогает, так как у них еще страдает зрительная память. У ребят и плакаты должны быть особыми. Есть такие, где много символов. Они для ребят с задержкой психического развития не подходят, это рассеивает их внимание. Для ребят нужно самое элементарное. Что такое суффикс – один плакат, что такое окончание – второй плакат. Так у них улучшается концентрация внимания. Они замечают все детали. А если в общем, то они теряются, внимание рассеивается.
— Вам помогает то, что вы работаете в детском саду и в школе?
— Да. Работая в дошкольном и школьном образовании, специалисты могут видеть, на чем точечно можно сосредоточиться в коррекционной работе с детьми.
— Вы будете как-то продвигать свою авторскую методику?
— На заочном этапе областного конкурса, в котором сейчас участвую, был вопрос о моей главной мечте в профессии. Мечтаю продвинуть свою адаптированную методику. Показать, что она важна, что ее нужно использовать в работе с детьми с задержкой психического развития. Без экспериментирования, взаимодействия с предметами у ребят не будут создаваться образы.
Хочу рассказ об этой методике, возможно, опубликовать в каком-нибудь научном издании. Чтобы ее могли рассмотреть в министерстве и принять для использования в образовательных учреждениях.
— Есть ли какие-то преимущества у детей с ОВЗ?
— Неожиданный вопрос! У детей с задержкой психического развития другой эмоциональный настрой. Они больше радуются, когда что-то получается.
— Это плюс?
— Да. Эмоции играют большую роль в целостности восприятии мира и развития личности ребенка. А еще дети с интеллектуальными нарушениями разной степени очень добрые.
Ребят с особыми возможностями здоровья становится больше. Нам надо делать окружающих лояльными. Не кричать на них, не ругать. Не запрещать гулять с другими детьми. Ребят надо социализировать, как это принято в нашем центре образования, чтобы они могли тянуться к другим школьникам, а обычные ученики помогали детям с ОВЗ. Педагоги и воспитатели Всеволожского ЦО стараются создать такую атмосферу.
Василиса София
Борисова Гржибовская