Санкции не меняют потребительских предпочтений подростков и молодежи
В руках одноклассника пол-литровая бутылка Pepsi. Я удивляюсь, а потом захожу в магазин «Верный» (он находится в Южном) и вижу такую же в разделе скидок. Покупаю за 50 рублей.
Coca-Cola тоже продается в наших магазинах. Недавно я отправился с родителями в гипермаркет «Лента» и увидел этот напиток на полке, один литр стоит около 120 рублей. Грех было не приобрести.
![](https://7peremena.ru/wp-content/uploads/2023/03/2023-03-23_18-26-49-300x211.jpg)
Нас покинули не только бренды сладких газированных напитков. Много говорилось об уходе из страны Apple. Все видели, что в торговых центрах закрывались re:Store (фирменные магазины), а на официальном яблочном сайте не продавались товары. Прошло немного времени, и они снова появились на сайте, их можно найти в торговых залах DNS, в салонах МегаФона, МТС и в других торговых точках.
Ушла шведская компания IKEA. Кто не помнит удобную мебель на свой вкус, мягкие игрушки и т.д.? Но и тут мы тоже горевали недолго. Несмотря на демонстративное хлопанье дверью, эти товары сейчас можно купить в интернет-магазинах.
Только ленивый не слышал об уходе спортивных брендов — аdidas, Nike, Reebok и Puma. Так вот, они продаются в «Спортмастере». Нет гарантии, что эти товары оригинальные, но они есть! Впрочем, я вообще не понимаю, зачем мне покупать фирменные кроссовки с таким ценником. Ради понтов, что ли?
…Приношу Pepsi и Coca-Cola в редакцию. Рассматриваю этикетку и узнаю, что «Пепси-Кола» из Узбекистана. А настоящую «Кока-Колу» уже несколько месяцев привозят к нам из Азербайджана.
Мы с ребятами открываем бутылки, вдыхаем полузабытый запах газа и понимаем, что нам не придется всю оставшуюся детскую жизнь пить заменители брендов, которых в 2022 году появилось великое множество (мои коллеги недавно их дегустировали).
Эти эрзац-бренды стали производить сами иностранные производители шипучих напитков. Их заводы находятся на территории России. Наши отечественные производители тоже кое-что придумали. Появился напиток «Классический», сделанный на основе натуральных продуктов, укрепил позиции «Байкал», но какого-то коренного сдвига в потреблении подростков не произошло.
![](https://7peremena.ru/wp-content/uploads/2023/03/kvas-300x205.png)
Мы не перешли в едином патриотическом порыве на квас, чайный гриб и морс, который, кстати, удачно появился во «Вкусно — и точка». Просто не хватило времени. Не успели подростки ойкнуть, как к ним пришли лжебренды, а потом стали подтягиваться и настоящие напитки. Тут, как и с другими товарами, помогли поставки из бывших республик СССР. Какую-то продукцию братские народы производят сами, какую-то везут в Россию в рамках так называемого параллельного импорта.
Вполне возможно, что по некоторым позициям скоро не будет нужды прибегать к такому затейливому способу закупки и поставки. Аналитики прогнозируют возвращение «Кока-Колы» в Россию уже этим летом. В отличие, например, от автомобильного бренда Renault (Франция), который быстро начал продавать свои акции в АВТОВАЗе, Coca-Cola Company лишь приостановила производство в нашей стране. Ее заводы в России никто не продал, никуда не передал и не снес. Закрылся (похоже, для вида) лишь официальный сайт фирмы в РФ, и теперь информация есть только на coca-colacompany.com.
Вслед за «Кока-Колой» могут подтянутся и другие бренды, интересные моим ровесникам.
Все эти уходы и возвращения происходят не от большой любви к российским подросткам, которых чуть не лишили счастливого потребительского детства. Просто капиталисты умеют считать деньги, и им не хочется терять наш рынок в угоду геополитическим амбициям своих властей. Хотя в случае с «Кока-Колой» просматривается не только экономический интерес.
Недавно узнал, что российские доходы Coca-Cola в общей прибыли компании составляют около одного процента. Для янки важнее другое: наличие американского напитка в российских магазинах – это реклама США и возможность влиять на наше сознание и менталитет через управление потреблением. От этого Coca-Cola Company вряд ли откажется, тут уже не только ее забота.
Аналитики говорят, что российские заводы, вложившие во время санкций миллиарды рублей в производство сладких газированных напитков, потеряют деньги, если американский бренд вернется…
Смогут ли «Байкал» и квас потеснить на полках магазинов и в головах подростков «Кока-Колу» и «Пепси»? Пока есть варианты ответа на этот вопрос.
А что будет дальше?
Павел Ермошин