ПОНЯТЬ ЧЕЛОВЕКА В УСКОРЯЮЩЕМСЯ МИРЕ

Тема дня
Образование
Фото: mykaleidoscope.ru
Фото: mykaleidoscope.ru
Зачем нам нужен эмоциональный интеллект?

Сетевое издание «Седьмая перемена. Поколение online» продолжает цикл публикаций «Метанавыки человека XXI века». Мы уже рассказывали о функциональной и цифровой грамотности. Сегодня речь пойдет об эмоциональном интеллекте. На вопросы наших корреспондентов отвечает педагог начальной школы Всеволожского центра образования  Елена Плюснина.

— Елена Николаевна, мы очень рады, что на наши вопросы будете отвечать вы, наш первый учитель!

— Спасибо, девочки! Я тоже очень рада. Слежу за вашими успехами.

 — Что такое эмоциональный интеллект?

— Об этом уже много сказано и написано, есть общепринятое понимание. Эмоциональный интеллект (ЭИ) — это способность осознавать, понимать и контролировать свои эмоции, а также эмоции других людей. Люди с развитым эмоциональным интеллектом умеют договариваться, принимать решения, правильно реагировать на негативные ситуации. В нашем случае эмоциональный интеллект – это когда информация преподносится учителем интересно и вызывает какие-то ответные эмоции, умозаключения учеников.

Инфографика: peace of mind / dzen.ru

— Сложно ли понимать эмоции, чувства других людей?

— Cложно, потому что по эмоциям не всегда можно правильно понять человека. Сейчас идет много споров вокруг искусственного интеллекта (ИИ), предлагается использовать его в разных профессиях. Я считаю, что ИИ не дает тех эмоций, того душевного настроя, которое есть в нас, людях. При всех своих возможностях искусственный интеллект не способен передать мысли и чувства человека.

— То есть научить его эмпатии невозможно.

— Да. В него можно ввести информацию, научить вещам, которые знаем мы, люди, но передавать чувства, душевное состояние человека он все-равно не сможет.

— Как мы, люди, понимаем чувства других людей?

— По жестам, словам. При общении понимаешь, что думает и чувствует человек.

— А по внешнему виду?

— Можно, но не всегда. Понимание появляется при общении, когда слышишь речь человека, видишь его глаза.

— Должен ли человек открыто проявлять свои эмоции, чувства?

— Хороший вопрос! Смотря какая ситуация. Если все по каждому поводу начнут открыто проявлять свои эмоции, они просто переполнят наш мир. Тут нужна культура, определенная сдержанность. А еще многое зависит от того, где находится человек и какие задачи решает. Есть такие профессии, где надо скрывать свои эмоции. Например, психолог не выражает своих эмоции и чувства, он слушает человека и дает ему рациональные рекомендации.

— В школе все ведут себя по определенным правилам, держатся в рамках. И человек поневоле начинает прятать свои эмоции. Не мешает ли это учителям понимать его?

— Порой возникает непонимание, и тогда учитель делает ученику несправедливое замечание. Тот, естественно, обижается, реагирует. Педагог должен уметь понимать школьника, находящегося в определенных рамках. И, конечно, надо сдерживать себя, потому что это общество, а человек в нем всегда ограничен какими-то правилами, иначе получится хаос.

Фото: stylishbag.ru

— Одна пятиклассница в нашей редакции рассуждала так: «Дома мы — дети, стараемся соответствовать этому. В школе мы — ученики, мы снова стараемся соответствовать определенному образу. Но ни дома, ни в школе не показываем, какие мы на самом деле. Собой ставимся только с друзьями вне школы». Эта девочка говорит, что учителя не знают, какие ученики настоящие. Если люди «встают в рамки», закрываются, можно ли говорить об эмоциональном интеллекте? 

— К сожалению, такое тоже бывает. Тут нужен психолог, который, проводя различные диагностики, помогает ученикам и учителям налаживать контакт. Особенно хорошо все видно, когда дети рисуют. На картинках проявляются все проблемы, становится понятно, что это за человек.

— Как бы он ни закрывался.

— Да. Рисунок все показывает. И человека, и его семью, и какие там взаимоотношения. Цвета, изображения – все говорит о человеке. Хотя мы просто просим нарисовать существующее в природе животное. Такая диагностика помогает выявить проблемы, настроение и чувства ребенка.

— То есть учителю мало видеть правильно ведущего себя ученика. Он старается понять, какой он настоящий.

— Да, это очень важно. Мы понимаем школьников через диагностику, анкетирование, общаемся с ним и наблюдаем, как он контактирует со своими товарищами вне школьной среды. Это помогает сделать определенные выводы.

— Как должен себя вести человек, обладающий эмоциональным интеллектом, если почувствует негативную энергию другого человека?

— Он должен попытаться понять, почему она возникает. Изучить этого человека, почувствовать его настроение, чтобы правильно отреагировать. Конечно, на это не всегда есть время. Здесь помогает опыт.

Бывает, надо отреагировать резко. А иногда, если знаешь этого человека, надо, наоборот, подумать. Слово тоже ранит и лечит. Поэтому говорить надо правильно, точно. Порой достаточно взгляда, жеста. Можно просто погладить человека, успокоить. Или просто улыбнуться ему.

— Елена Николаевна, а почему не эмпатия, не сочувствие, а именно интеллект?

— Потому что речь не просто об эмоциях и чувствах, а об эмоциях и чувствах, наполненных содержанием, смыслом. Это тот случай, когда эмоциональное и рациональное начала переплетаются. У ограниченного человека и эмоций очень мало. Он не может реагировать, передавать их.

Иллюстрация: sparklogic.ru

— Зачем учителю глубоко понимать ученика?

— А как, не понимая человека, учить его?! Обязательно должна быть обратная связь. А понял ли ученик то, чему ты его учишь? Ты, как учитель, должен это знать. Если видишь, что ребенок не усвоил материал, значит, ты что-то неправильно сделал, плохо передал информацию, плохо научил. Значит, надо использовать какие-то другие методы, приемы. Все время эта задача стоит перед тобой – как лучше научить. Учеников много, каждый понимает информацию по-разному. И тут надо так построить урок, чтобы и одни поняли, и другие, но немножко по-другому.

— То есть какого-то общего подхода быть не может.

— Да, к каждому ученику нужен индивидуальный подход, иначе ничего не получится.

— А зачем ученику глубоко понимать учителя?

— Потому что иначе он ничему не научится! Учителя не просто дают знания, они еще и наставники, опекуны. Мне нравится урок, когда ты вначале даешь информацию, а потом как бы стоишь в стороне, а дети уже сами заняты. Они учат материал, обсуждают, а учителя будто и нет. Это высший класс, к которому надо стремиться.

— В каких еще профессиях важен эмоциональный интеллект?

— Без него не может быть хорошего актера, журналиста, особенно ведущего передач. ЭИ необходим в любой профессии, где специалист взаимодействует с людьми. Знаю, например, что за сотрудниками аптек наблюдают, смотрят, как они разговаривают с клиентами.

Фото: Елена Николаева

— Время сейчас ускоряется, мир становится более рациональным, динамичным и жестким. Человеку XXI века надо все время успевать, соответствовать, иначе он опоздает, отстанет. И в этой гонке ему часто не до сюсюканий. Какой уж тут эмоциональный интеллект! 

— Это, конечно, большая проблема, когда мы в погоне за временем не успеваем поделиться чувствами, эмоциями. К сожалению, человеку часто нужен результат, и нет дела до того, кто рядом. В этой связи очень хочется отметить волонтеров, которые помогают людям из гуманных побуждений. Они ходят в дома престарелых, в детдома, находят время выслушать человека, понять его проблему, помочь. В конечном итоге это очень полезно и самим добровольцам. Помогая без эмоций, человек не получит удовлетворения от того, что делает.

— Вы с учениками ходили в дом престарелых. На снимках видно, как у ребят горят глаза.

—  Да, это один из главных результатов этих визитов. У одних детей появилось эмоции, у других нет. Одна девочка сказала, что многие бабушки и дедушки почему-то никак не реагировали на происходящее. Ребята ожидали более яркой реакцию на свой приход, на выпущенную по этому поводу стенгазету. Я им сказала, что реакция может быть связана с болезнями. А, может, кому-то что-то понравилось, кому-то не понравилось. Значит, надо придумывать что-то еще более интересное. С этим они согласились.

— Вы всю жизнь работаете в школе. Cильно устаете?

— Да, наша учительская профессия очень трудна, потому что ты все время должен отдавать энергию. К концу дня чувствуешь себя просто опустошенной. И уже не можешь ни на что реагировать. Приходится восстанавливаться целый вечер.

— Где тот источник, из которого вы берете энергию?

— При отдыхе человек должен переключаться с одного вида деятельности на другой. У одних это спорт, у других музыка или просмотр интересного фильма. Кто-то читает хорошую книгу, общается с родными или коллегами. Ты поговорил с другом, поплакался, пожаловался, посмотрел интересную передачу, посмеялся и как-то незаметно энергия восстановилась. И на следующий день идешь на работу с новыми силами.

— Спасибо, Елена Николаевна! Мы как будто снова у вас на уроке побывали!

— Спасибо вам, девочки, за интересные вопросы! Очень полезно было самой подумать, порассуждать.

Маргарита              Анастасия   

Напалкова             Смыслова

close

О, привет 👋
Приятно познакомиться.

Подпишитесь, чтобы получать замечательный контент каждый день.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *