Ученица 8 класса Всеволожского центра образования Мария Кудряшова побеждает на Олимпиадах, играет на балалайке и верит, что ее поколение удержит Россию на высоте
— Маша, ты призер районных Олимпиад по химии и литературе. Как добилась таких успехов?
— Просто так сложилось. Я не предполагала, что у меня есть какие-то склонности к литературе, химии и биологии. В прошлом году записалась на несколько Олимпиад. Обнаружились способности в литературе, но я хочу поступить на биотехнолога, и мне нужно было попытать удачу в биологии и химии.
— Получается, ты одновременно естественник и гуманитарий. Как в тебе это уживается?
— Довольно легко. Тут особый подход. На Олимпиадах проверяются не только знания школьной программы, но и умение мыслить.
— Для этого надо знать больше?
— Нет, достаточно того материала, который дают на уроках.
— Чем тебе интересна химия?
— Химия – очень интересная наука. Если ее глубоко рассматривать, все выглядит удивительно. Один элемент следует за другим, и то, как они выстроены, просто завораживает. Химию интересно не только заучивать, но и познавать окружающий мир. Понимать, из чего ты построен. Это химия и биология вместе взятые.
— А литература чем тебе интересна?
— Прежде всего это наша речь. Знать литературу – значит, быть грамотным человеком.
— У тебя по этим предметам пятерки?
— В этом году у меня по литературе четверка. По биологии и химии пятерки.
— Ты сказала о речи. Что можешь сказать о том, как разговаривают наши ровесники, современные подростки?
— Мне очень жаль, что речь моих ровесников намного хуже, чем могла бы быть. Многие люди просто не начитаны, они не хотят увлекаться тем, что их окружает.
— А как относишься к тому, что ребята в переписке коверкают, сокращают слова?
— Когда человек пытается сокращать и коверкать слова, он просто ухудшает наш русский язык. Да и развитию подростка это не способствует.
— Педагоги тебя похвалили с успехами на Олимпиадах?
— Конечно, это и их заслуга. Учитель химии и биологии Татьяна Алексеева Егошина очень требовательная. Если это понимаешь, учиться у нее легко. Педагог помогает человеку добиться того, чего он хочет. И если ученик настроен сдавать предметы, с Татьяной Алексеевной он сможет это сделать. А с Натальей Александровной Шабановой мы в конце каждого года сдаем пробные экзамены. Ученику дают билеты с вопросами, и он должен их выучить. Учитель готовит нас к настоящим экзаменам, чтобы мы не волновались, когда подойдем к ним. У нас есть тетрадь, в которой все эти билеты хранятся. Ее можно открыть и подготовиться к экзаменам. Педагоги дают нам знания. А если ты хочешь что-то получать дополнительно, должен это узнавать уже самостоятельно.
— Какие еще предметы тебе интересны?
— Мне очень нравится математика, увлекаюсь ею с пятого класса. Нравится решать олимпиадные задачи, получать какие-то дополнительные знания. Не всегда понятно, как использовать информацию, которую нам сейчас дают по геометрии, но во взрослой жизни все это потребуется.
— На стыке предметов рождается новое качество. Что может получиться при соединении литературы и математики?
— Вся наша жизнь – это смесь предметов, которые мы проходим в школе. Если говорить о связи литературы и математики, то это проявляется в ораторском искусстве. В его основе и литературный, и математический подход. Он есть в каждом художественном произведении, особенно в стихотворениях. Если не будет определенного расчета, ничего не получится.
— Ты учишься в школе искусств имени Глинки. На каком инструменте играешь?
— С 1 по 4 класс осваивала гусли. Мы играли одни и те же произведения, и мне стало неинтересно, решила перейти на балалайку.
— А чем она интереснее? В этом инструменте всего три струны!
— Да, у балалайки только три струны, но у нее очень много ладов, за счет которых изменяются ноты, и мы можем играть произведение по-разному. Фольклор тем и отличается, что у него не один вариант, как в литературе. Ты можешь придумывать свои версии.
— Ты придумывала?
— Конечно, очень много раз. Больше всего запомнился наигрыш «Сумецкая», с ним проще делать варианты. Они складываются в более сложные, и от этого произведение становится красивее.
— Как ты думаешь, почему дети не слушают народную музыку?
— Их не научили ее слушать и воспринимать. К сожалению, люди просто не имеют вкуса, желания больше узнавать о своей Родине, лучше ее понимать. Каждое фольклорное произведение – это не просто песенка (у меня есть женишок, я выхожу за него замуж и прощаюсь со своими родными и близкими). Это календарный обряд либо песня жизненного цикла человека. Народные песни помогают нам ощутить и понять свою исконную культуру. Тут многое зависит от воспитания. Если родители не помогают ребенку правильно воспринимать мир, он не слушает народную музыку, его душа не наполняется подлинными чувствами и смыслами.
— Ты очень добрая, спокойная и уравновешенная. У тебя правильное мироощущение. В подростковом возрасте это необычно, особенно в наше время. Почему ты такая?
— Я очень часто вижу, что люди в подростковом возрасте агрессивны. Не могу сказать, что сама не была такой. Я сталкивалась с проблемами, но смогла справиться с ними. Сейчас понимаю, что не нужно все слова людей воспринимать всерьез, драматизировать каждую ошибку. Стараюсь слышать себя и мир вокруг и плавно плыть по течению своей жизни. Если с тобой что-то происходит, значит, такова судьба. Если есть ошибки, значит, нужно на них учиться. Давно известно: не ошибается тот, кто ничего не делает.
— А что для тебя точка опоры? На чем ты стоишь?
— Это моя семья. Если ошибаюсь, если бывают какие-то трудности, родные люди всегда поддерживают, успокаивают. Они помогают разобраться в проблеме, увидеть ее причины. И я и понимаю, что ничего страшного не произошло, надо идти дальше.
— Да. В последнее время поняла, что настоящих друзей много не бывает. Мне достаточно общения с двумя близкими, родными людьми. Они всегда рядом, с ними можно быть серьезной и расслабиться, отдохнуть.
— Неожиданный вопрос. Ты играешь в видеоигры?
— Конечно. (Улыбается.) Undertale, Gеnshin Impact, Five Nights at Freddy’s, Little Nightmares, Bendy and the Ink Machine, Deltarune и еще очень много.
— Тебе нравятся страшненькие игры?
— В программах, которые я назвала, есть не только зацикленный геймплей (игровой процесс), там есть свой сюжет, создана атмосфера. Когда ты заходишь в это пространство, погружаешься в него, тебя пробивает до мурашек.
— Вот взяла и разрушила свой идеальный образ!
— (Смеется.)
— Как твоя культурная составляющая совмещается с видеоиграми?
— Я не открываю видеоигры, когда идет учеба. Могу это делать на летних каникулах. В это время ничего не мешает и читать книги, и дополнительно заниматься, и играть.
— А какие книги ты читаешь?
— На этой неделе прочитала «Человек, который смеется» Виктора Гюго. Сейчас у меня на столе «Преступление и наказание» Достоевского. В последнее время мне почему-то нравится более тяжелая литература, где не просто происходит какое-то одно действие, а много, и они переплетаются. Ты ищешь смыслы не в одной плоскости, а сразу в нескольких. Это дает объем и понимание.
— Как побудить детей и подростков к пониманию своей Родины, к осознанию ответственности за нее?
— Как я уже говорила, у ребенка должно быть хорошее воспитание. Очень благодарна за него своим родителям. Человек с детства должен быть связан с нашей культурой, знать, что в ней происходило, гордиться ею. Россия — великая страна со своей могучей историей, в которой было немало трагедий и подвигов. Каждый из нас должен побывать в музеях и театрах, которые есть в Санкт-Петербурге. Ребенок может не все там понять, ему надо в этом помогать. Подсказать дополнительную литературу, фильмы. Человеку мало читать учебник истории России, там все довольно схематично и поверхностно. Например, ученики ничего особо нового не узнают о том, что совершил Петр I и что вообще происходило в это время в нашей стране.
— Ты считаешь, что школьные учебники истории поверхностные?!
— Да. Я недавно пересматривала передачу на телеканале «Культура», где рассказывали о Петре I. И того, что показывали там, нет в учебниках истории. К сожалению.
— Больше 30 лет поколение наших родителей, а потом и современных подростков больше ориентировали на потребление и развлечения. А теперь взрослые говорят, что дети какие-то не такие.
— Человек начинает свое движение вперед, когда имеет мечту и ставит цель. К ней можно прийти только через труд, борьбу и старание. Если у человека есть мечта, но нет осознанного понимания, что он должен делать, нет желания работать, ничего не получится. Он не будет двигаться вперед, остановится. Человек должен мыслить дальше своего местоположения.
— Сейчас время видео. И всевозможные организации, работающие с подростками, все время просят их что-то снять для разных конкурсов. А еще у нас стали часто громко скандировать разные лозунги.
— В съемках видео не вижу ничего плохого, хорошо, что взрослые используют интерес нашего поколения и через эту дверь вводят подростков в культуру. Но согласна, здесь можно перестараться. Когда все все время что-то снимают, это тоже отдаляет человека от языка, многие потом с трудом формулируют мысли при написании сочинений. А о любви к Родине совсем не обязательно кричать, делать это напоказ. Свои чувства надо доказывается не словами, а действиями. Россию нужно любить спокойно, мужественно и каждодневно.
— Сможет ли наше поколение в будущем удержать Россию на должной высоте?
— Сможет. Сейчас развивается наука. За счет нее мы при должном старании сможем вытянуть почти все. Появляются новые профессии, новые интересы и вообще много чего нового происходит в нашей стране. И если молодое поколение заинтересовано в этом, оно будет вести ее дальше. И Россия выдержит все трудности.
Глеб Кудрявцев
One thought on “«О ЛЮБВИ К РОДИНЕ СОВСЕМ НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО КРИЧАТЬ»”
Отличная статья! Спасибо вам, Мария и Глеб! Как приятно читать!