Старший преподаватель кафедры практической педагогики Воронежского государственного педагогического университета Алла Севрюкова на страницах ресурса Растимдетей.рф рассказала, что стоит за манипулятивным поведением детей разного возраста, как его предотвратить и как правильно реагировать.
Плач — манипуляция?
Любое неприятное для взрослого детское поведение зачастую расценивается как манипуляция. Порой к ней относят даже детский плач. Поэтому бытует мнение, что манипуляторов-малышей не нужно баловать, их надо наказывать. Однако это не так.
Манипулирует тот, кто притворяется для достижения желаемого. Таким людям приходится скрывать свои истинные эмоции, прогнозировать поведение других людей. Младенцы и дошколята на это не способны – ни физиологически, ни психологически.
Ребенок до cеми лет спонтанен, он отличается искренностью эмоций и эгоцентризмом, не умеет прятать чувства. Лобные доли коры головного мозга, которые ответственны за самоконтроль, у него еще не созрели. Эгоцентризм, нормальный для такого возраста, не позволяет малышу поставить себя на место другого и предугадать его поведение. Поэтому малыши — не манипуляторы.
Крик, истерики, отказ от общения, плач, капризы, агрессия, показная беспомощность, отказ от еды – все это ребенок делает не на назло, а из необходимости удовлетворить свою потребность в чем-либо.
Не идти на поводу у ребенка
В раннем и дошкольном возрасте можно говорить лишь об условной манипуляции. Это может быть кризис негативизма или неудовлетворенные потребности малыша. Кризис негативизма характерен почти для всех детей. Поведение ребенка в такой период выглядит не совсем адекватно. Как правило, он не осознает, что с ним происходит.
В любом возрасте стремление удовлетворять собственные потребности естественно. У каждого ребенка есть схема: заплакал — получил. Однако это не является манипулированием в полном смысле слова. Не стоит идти на поводу у ребенка, создавая недопустимый пример.
Подростки провоцируют чувства
Подростки способны прогнозировать реакцию взрослых. В этом возрасте дети становятся искусными манипуляторами. Мозг перестраивается, формируется чувство взрослости, осознание своего «я». Ребенок занимает позицию «спиной к семье, лицом к социуму». По этим причинам его поведение кажется странным и пугает родителей.
Подростки формируют свою идентичность, проходит процесс отделения от родителей. Любые их манипуляции направлены на провокацию у взрослых чувств страха («Я брошу школу, уйду из дома, выпрыгну из окна…»); стыда («А вот когда я был маленьким, ты мне не купила то-то и то-то…»); вины («У Маши дорогой смартфон, а у меня такого нет»); гнева. Родителям тяжело находиться в таких состояниях, поэтому они стараются уступить подростку.
Не поддаваться на манипуляции
Неприятное детское поведение не обусловлено тем, что ребенок злой. Обычно это нужно воспринимать как сигнал о помощи, необходимости поддержки и внимания. Так что родителям нужно вести себя умнее и взрослее, не поддаваясь на провокацию.
Важно разобраться и понять, что именно нужно подростку в этот момент, о чем он сигнализирует, поддержать его. Если поддаться манипуляции, ситуация обострится.
Педагог предлагает следующий план действий
— Оценить ситуацию. Стоит прислушаться к своим чувствам, целям и чувствам ребенка, и подумать: происходит что-то принципиальное для взрослого или можно уступить ребенку.
— Контролировать эмоции. Соберитесь и постарайтесь спокойно реагировать, без лишней эмоциональности.
— Уверенная аргументация. Настойчиво и спокойно объясняйте свою позицию, не отступайте от своих решений.
— Игнорируйте манипуляцию – это непростая, но вполне выполнимая задача. Нужно не обращать внимания на ситуацию, чуть позднее вернуться к ней и обсудить.
— Переключите внимание (для маленького ребенка). Отвлеките малыша на что-то другое.
— Говорите о своих чувствах. Разъясните, что поведение ребенка вас расстраивает.
— Раскройте манипуляцию. Дайте понять, что вы знаете о настоящих мотивах поведения ребенка.
Как избежать нежелательного поведения
Любую неприятную ситуацию проще предотвратить, чем затем разрешить. Что может помочь избежать нежелательного поведения ребенка?
Такую роль могут выполнять запреты – неслучайные, понятные, справедливые, ненарушаемые и немногочисленные.
В ребенке необходимо формировать правильное отношение к себе и другим, адекватное самовосприятие (неправильно: «ты лучше всех», правильно: «для меня ты самый лучший»).
Стоит объяснять ребенку, что его желания не должны вредить другим людям.
Важно приучать что-то делать для других, избегать сравнений с другими детьми.
Стоит также приучать к мысли, что не все желания должны быть выполнены.