Главные тренды в образовании — объединение технических и гуманитарных знаний, интеграция специальностей с IT, сотрудничество университетов с бизнесом и развитие soft skills, пишут «Известия».
В России в обучении чаще стали использовать проектные форматы, студенты готовят дипломные работы-стартапы. Модель образования трансформируется в систему STEM, где объединяются наука, технологии, инженерия и математика. И фокус ставится на решении проблем и применении творческого подхода.
Современные подходы
Один из основных трендов в обучении — объединение технического образования с гуманитарным, рассказали в пресс-службе НИЯУ МИФИ. Ректор университета Владимир Шевченко считает, что совместное изучение этих дисциплин позволит новым специалистам стать более востребованными на рынке труда.
В технологических продуктах важно учитывать не только содержимое, но и внешний вид изделия, дизайн, поясняет ректор. И зачастую именно «обложка» изделия становится тем, что управляет вниманием потребителя.
Другая тенденция — интеграция разных специальностей с IT. То, что раньше было возможно тестировать в ходе реальных физических экспериментов, сейчас можно моделировать виртуально. Например, в таком формате в университете разрабатывается ядерный реактор.
Еще один тренд — тесное сотрудничество вузов и компаний, будущих работодателей выпускников. А также взаимодействие институтов друг с другом, за счет чего можно получить «сдвоенные» дипломы.
Как отмечает ведущий научный сотрудник базовой кафедры цифровой экономики ИРИО РЭУ им. Г.В. Плеханова Наталья Мамедова, цифровизация и расширение проектных форм обучения — одни из основных трендов высшего образования. Их влияние растет с каждым годом. Отсюда рост рынка онлайн-образования, перевод части самостоятельной работы в дистанционные форматы, создание «цифрового следа» и портфолио. А также выполнение курсовых в виде проектов по запросам компаний и защита дипломов как стартапов.
Популярность междисциплинарного обучения также связана с развитием цифровой среды, говорит Наталья Мамедова. Проектный формат работы, который используется многими организациями, часто требует от сотрудников интеграции знаний и навыков в разных сферах. Поэтому появился тренд на получение дополнительного образования вместе с основным дипломом или второй квалификации.
Главная тенденция — это культура непрерывного обучения, отмечает директор платформы по развитию корпоративных инноваций GenerationS Екатерина Петрова. Она также говорит о других трендах — геймификации и индивидуальном подходе. Сформировался также реальный запрос на развитие гибких навыков и предпринимательских компетенций, говорит эксперт.
Говоря о проектном методе образования, Екатерина Петрова привела в качестве примера создание собственных стартапов и кейсовый подход, когда студенты работают в виде консультантов для компании по решению какой-то внутренней проблемы.
Hard и soft
STEM-технологии (Science, Technology, Engineering, Mathematics) в образовании — перспективное направление, считает Наталья Мамедова из РЭУ им. Г.В. Плеханова. Сейчас наращиваются практики в этой сфере и происходит их постепенное проникновение в модель обучения.
Суть системы — в объединении науки, технологий, инженерии и математики для создания комплексного подхода в образовании. Совмещение STEM-технологий с проектным форматом позволяет усилить вовлеченность студентов.
В июне в России запустили первый частный университет на основе STEM-модели. В основе такой системы кроме междисциплинарного формата лежит ряд других принципов: фокус на решении проблем, умении использовать творческий подход и работать в команде, оттачивании коммуникационных навыков и развитии критического мышления.
— STEM-модель хороша тем, что позволяет одновременно развивать мышление в технических и гуманитарных науках, такой подход создает среду для стопроцентного погружения в решение задач нестандартными ходами, — отмечает Екатерина Петрова из GenerationS.
Эта одна из систем, которые помогают сформировать узкопрофильных специалистов с более широким кругозором и набором гибких навыков, соглашается генеральный директор КРОС Екатерина Мовсесян. Она отмечает, что такие модели сейчас характерны для базового образования — бакалавриата и магистратуры, где вузы стали интегрировать, например, проектный подход.
Как сообщало сетевое издание «Седьмая перемена. Поколение online» со ссылкой на SuperJob, в 2023 году среди абитуриентов вузов самой популярной сферой стали информационные технологии. По этому направлению планируют пойти 28 процентов опрошенных. На втором месте — профессия врача (13 процентов), на третьем — инженера (девять процентов). Еще шесть процентов поступают на экономиста.