Учитель математики МОУ «Всеволожский ЦО» Генриетта Ивановна Петрова получила Почетную грамоту Министерства просвещения Российской Федерации
«Я „древняя“, — улыбается Генриетта Ивановна, — закончила институт в 1970 году и до сих пор работаю».
Иные учителя профессионально выгорают через несколько лет, а тут полвека в школе! Опыт такой, что математик Петрова может запросто щелкать любые задачки.
…А самая первая задачка — с дисциплиной — возникла, когда молодая выпускница Великолукского пединститута Псковской области едва успела переступить порог сельской школы. Как обычно бывает, дети стали ее проверять, испытывать. Это сейчас у Генриетты Ивановны накоплен целый арсенал приемов на такой случай, а тогда она поняла, что должна чуть ли не заново учиться на педагога.
Вернувшись с урока, постаралась проанализировать, что происходит, как выйти из ситуации. И определила для себя линию поведения – быть требовательной, но доброй, на детские шалости отвечать шуткой. С тех пор это ее правило: при появлении проблемы она не теряется, а старается проанализировать, что произошло, понять, какие ошибки допустила и исправить их.
Такому можно научиться, но у Петровой умение работать с людьми еще и природное: ее отец был председателем колхоза в Калининской (ныне Тверской) области, а мама дома управляла оравой из пяти детей. Кстати, юная Гета совсем не собиралась становиться учителем. Она была лыжницей и хотела поступать в физкультурный. Имея первый разряд, показывала результаты уровня кандидата в мастера спорта, но официально закрепить это не успела. Однажды на повороте упала и получила травму ноги. С лыжной карьерой пришлось распрощаться.
Падение на повороте стало поворотным в ее судьбе. Гета поступила в педагогический на отделение математики, немаловажную роль сыграло то, что там была хорошо развит спорт. Как гонщица она прогрессировать уже не могла, но качества, воспитанные на тренировках и соревнованиях, ей очень пригодились. Учителя, как и лыжники, должны уметь терпеть и идти к цели.
А как насчет цели у школьников? Тут все непросто. Генриетта Ивановна не может слышать слова: «Я вам сдал». Она вызывает таких учеников к доске и просит написать фразу: «Я учусь для себя». А потом советует повторить ее девять раз. «Почему девять?» — спрашивают ее. «Если сказать столько раз, то человек поверит во что угодно», — смеется она.
В наше время бывает всякое. Она входит в класс на урок, но при ее появлении встают не все. «Извините, я, наверное, не вовремя, — говорит Петрова. — Я выйду и зайду еще раз». Когда математичка возвращается, все ученики стоят и улыбаются. Генриетта Ивановна давно поняла, что прямолинейные, назидательные слова на школьников не действуют.
«Математике нельзя научить, если на уроке нет дисциплины, — поясняет Петрова. — Но у меня нет военной муштры, есть просто порядок. На уроке со мной надо работать, мыслить». Школьники сейчас любят порассуждать о том, какой предмет им в жизни пригодится, а какой нет. Генриетта Ивановна тут непреклонна — заставляет учить математику всех. Она не склонна называть ее царицей всех наук, но твердо уверена, что этот предмет структурирует мышление и имеет несомненное прикладное значение.
Несколько лет назад ей пришлось повозиться с одним ленивым десятиклассником. Она ему прямо сказала: «Ты способен на большее, но пока нарабатываешь только на двойку». Настойчивость учителя возымела свое действие. Парень начал заниматься и этим летом успешно сдал ЕГЭ.
Когда Генриетта Ивановна понимает, что на уроке возникло слишком большое напряжение, может отвлечься от темы. Она любит говорить с ребятами о нашей стране. Петрова считает, что новое поколение старшие «немножко проморгали». «Проблема связана с ненужной информацией в Интернете, которую дети не научились отбирать, — говорит она. — Это пробел в воспитании. Мы просто отдаем в Сеть своих детей, но не объясняем им, что такое хорошо и что что такое плохо. У подростков потребительского времени есть убеждение, что им все должны, они путают свободу и вседозволенность».
Генриетта Ивановна считает, что авторитетные люди старшего поколения должны больше общаться с детьми. Говорить с ними неформально, искренне, а не проводить мероприятия для галочки. И здесь, конечно же, не обойтись без родителей учеников. «Если между учителем и семьей нет понимания, очень плохо, — убеждена Петрова. – Это лебедь, рак и щука».
В наши дни школьники другие, они все чаще говорят о своих правах. В этой ситуации даже учителю с полувековым стажем приходится искать новые аргументы и приемы для их убеждения. Педагогическая задачка: на полу валяется бумажка, стоят учитель и ученик, кто ее должен поднять? «В прошлой жизни» такого вопроса просто не возникало: дети сами мыли в классе пол, стирали с доски и т.д. А сейчас они имеют права, делать это не обязаны.
«А этично ли будет, если я подниму эту бумажку, а ученик будет стоять рядом и смотреть? – спрашивает Петрова. – Не уборщицу же нам вызывать!» Тут не поспоришь: невозможно все отрегулировать с помощью закона, в какие-то моменты вступает в силу этика. И Генриетта Ивановна, глядя на старшеклассницу, снова улыбается: «Да, ты не обязана эту бумажку поднимать, но ты должна это сделать». Она может при всем классе сама стереть с доски, и при этом заметит: «О-о! Сколько тут джентльменов сидит!»
Решив задачки с чистотой, Петрова расскажет ученикам, как в деревенском детстве школьники убирали лен, копали картошку, срезали капусту, работали на молокозаводе. «Мы не думали о своих правах и обязанностях. Это было прекрасное время, а сейчас дети говорят об этом и ждут, когда на них упадет манна небесная»…
В жизни, а в школе особенно, главное определяют человеческие отношения. «По закону тебе надо поставить два, — говорит Петрова другому ученику, — но я знаю, что вчера у тебя произошло в семье, и не делаю этого».
Она понимает, что все предметы на пятерку выучить невозможно и просит учеников определиться с приоритетами: «Надо думать о своем будущем, иметь цель». Такую задачку могут решить только старшие школьники. Может, поэтому Генриетта Ивановна и не занимается с пятыми и шестыми классами. «А если бы я работала в начальной школе, то, наверное, вообще ничему бы детей не научила!» — смеется она.
Зато детей «своих» лет она не просто понимает, а ощущает, и общается с ними, как со взрослыми. Но в последнее время с тревогой замечает, что подростки стали другими, не соответствуют своему возрасту, Интернет отвлекает их в сторону. А потом, когда в 10 и 11 классах ребята начинают развиваться, больше мыслить, учитель успокаивается.
В 2020-м дети не переступали порог школы шесть месяцев. И Петрова обнаружила, что знания одиннадцатиклассников, которым скоро сдавать ЕГЭ, не соответствуют необходимому уровню. Да, ребята учились дистанционно, но математику можно постичь только вместе с учителем, когда он не на мониторе, а рядом, все объясняет.
Генриетта Ивановна приняла этот вызов и внесла коррективы в свои уроки. «Вы стали их больше нагружать?» — «Я стала тщательнее отбирать материал по сложности, больше обращать внимание на то, что необходимо». Учебный год был непростым, но ее ученики хорошо сдали экзамен и поступили в вузы.
— Я иду в школу, как на праздник, — говорит Генриетта Ивановна, – и работаю с желанием. Если учителю интересно, он профессионально не выгорает.
Анастасия Томкив