«ЭТО ТАКОЕ БЛАЖЕНСТВО — ОТКРЫВАТЬ ВАС!»

Тема дня
Наши учителя
Фото: Виталий Томкив. Алла Михайловна Кузецова.
Фото: Виталий Томкив. Алла Михайловна Кузецова.
Корреспондент «Седьмой перемены» взяла интервью у своей первой учительницы Аллы Михайловны Кузнецовой

— Алла Михайловна! Я очень волнуюсь, а что испытываете Вы?

— Радость, что вижу тебя взрослой, красивой и умной. Ты в классе была самой маленькой, а еще у тебя был тихий голос.

— Я и сейчас тихо говорю. Наши смеются, что в последний раз я повысила голос в третьем классе!

— Мы тогда готовили представление, и ты как начала выступать!

Фото: Виталий Томкив. Алла Михайловна и Анастасия в прошлом.

— Мы для Вас были особенными?

— Знаешь, Настя, каждый класс особенный. У всех есть своя изюминка. Вы особенные в том смысле, что были для меня последними.

— За что Вы нас любили?

— Я вошла в возраст, когда воспринимала вас как бабушка внуков, а это всегда трогательнее. Когда учитель берет маленьких детей, его главная задача – открыть то, что сокрыто у них внутри. Вы были все несмышленыши, и это такое блаженство – открывать вас! Поэтому я всех просто обожала и обожаю. И до сих пор защищаю, когда кто-то вас начинает ругать в средней школе. Для меня вы всегда маленькие, добрые и светлые.

— А за что вы нас не любили, что хотели исправить?

— Я не то, чтобы не любила, а огорчалась и, может быть, сердилась, когда была какая-то неправда в отношениях, ложь. Когда вы поступали неправильно, хотя понимали, что так не надо делать, но в целом был хороший, дружный класс. Вы заступались друг за друга, у вас не было серьезных проблем.

— Сейчас я понимаю, что класс не станет дружным без учителя. Как Вы нас объединяли?

— Помнишь, мы проводили много праздников. Всякие вкусняшки ели, когда с закрытыми глазами надо было угадать, что это за варение, фрукт. Я любила все это делать вместе с родителями. Когда они приходят и помогают, получается настоящая семья, где вместе взрослые и дети. Каждая мама и каждый папа что-то делали, твоя мама помогала вносить домашние задания в только появившийся электронный журнал, она уже хорошо разбиралась в технике, папа снимал видео. Очень хорошо, что родители включались в процесс, все это и помогало вас сплотить. У меня не было задачи проводить соревнования, выявлять, кто может, а кто не может, соперничество не ведет к дружбе.

— А если в классе кого-то обижали?

— Когда я чувствовала, что какой-то ребенок становится изгоем, что над ним начинают смеяться, всегда старалась найти в нем что-то хорошее и начинала его хвалить. И это, как ни странно, начинало действовать, дети говорили: «И правда, он хороший». А помнишь, как мы готовили «Муху-цокотуху?!»

— Да, я была пчелкой!

— А Соня — мухой! Получился прекрасный спектакль, музыкальный, с танцами! Вы тогда во втором классе все раскрылись и сдружились. Находила и другие способы вас сплотить.

— У нас была игра «Тайный друг»!

— Это когда три недель человеку дарили маленькие подарочки. Подкладывали в портфель конфетку, писали добрые слова. Когда кто-то выходил, вы вкладывали ему в дневник какие-то безделушечки. Человек до последнего момента не знал, кто это делает, но ему было очень приятно. И потом, когда все открывались, получавший сюрпризы должен был сделать подарок тайному другу и сказать добрые слова.

— Ваши коллеги рассказали, что Вы и им делали сюрпризы – например, в праздник ребята приносили человеку конфетку с бантиком.

— Да, я и вам, зайчикам своим, и учителям делала сюрпризы. Я люблю их делать, радуюсь, когда радуются люди. И вы мне делали сюрпризы. Было приятно, когда в третьем классе на мой день рождения каждый пришел с белой розой. И получился огромный букет!

— Вы долго работали в Санкт-Петербурге. Дети в Питере и Южном чем-то отличаются?

— Ничем не отличаются, дети есть дети. Тут надо говорить о другом – о ребятах нового поколения. Сейчас они стали меньше читать, интересоваться жизнью общества, политикой, стали более конкретными, когда все четко – компьютер, техника…. И нет в детях жизни. Это расстраивает.

Фото: Григорий Михайлов / «Седьмая перемена». Алла Михайловна и Анастасия в настоящем.

— Как Вы относитесь к тому, что учителя устанавливают в классе очень строгую дисциплину?

— По натуре я мягкая, но дисциплина у нас была. Лучше наводить порядок мягко, но твердо.

— За счет чего?

— За счет любви! Я детей любила и в то же время понимала, что должна их к чему-то приучить. Малышам нужен порядок, да и любой человек любит, когда все четко и ясно. Поэтому я добивалась дисциплины. Чтобы с первого класса все были на своих местах, вставали, когда надо, правильно говорили. Без этого человек не состоится. Но на фоне порядка у меня первой была любовь. Я всех любила, абсолютно всех!

— А разве можно любить всех?

— Можно, ведь в каждом что-то есть такое, что хочется открыть. В вашем классе двух мальчишек все ругали, но я видела, что они личности, способные. У них было много дорог, которые хотелось показать, поэтому я никогда на них не сердилась. Один раз пришла родительница, а у вас праздник юмора 1 апреля, одному мальчику подарили водяной пистолет. И он меня обрызгал водой! Мама была в шоке, а я понимала, что ребенок поступил так от радости, потому что любит учителя.

— Мы с Вами говорим на перемене, за дверью все бегают, кричат. Мы такими же были?

— Да, все дети одинаковые. Физиологи говорят: если ребенку в начальной школе не дать шуметь, он не станет развиваться, у него будет заторможенное развитие. Он обязательно должен бегать, кричать, но без буйства и агрессии.

— А если кто-то на уроке встает и начинает ходить?

— Помнишь, у нас была гиперактивная девочка, она могла встать на уроке, я ей позволяла. Она брала с собой бутылочку воды, могла попить и успокоиться. Но это исключение, на уроке вставать не стоит! Детей надо увлекать, предлагать им интересные задания. Помнишь, я сильным ученикам давала сложные задания, другим – попроще. Это такое дифференцированное обучение. А еще я создавала команды и предлагала им решить разные задания.

— Когда задания разные по сложности, то равноценны ли отметки?

— Если ученик сильный и я даю ему более сложное задание, он должен его выполнить! Если не получается, пусть тянется!

— Сейчас Вы тьютор, класса нет. Не скучаете?

— Я три года занималась дома с девочкой-аутистом. И каждый год у меня были дети, которым тяжело давались математика и русский. Приятно было, когда в классе сказали, что они освоили эти предметы. Сейчас я учу двух мальчика, у обоих ограниченные возможности здоровья (ОВЗ), я вся в них. Нельзя сказать, что скучаю, нашла себя в новой ипостаси. Самое главное для педагога – чувствовать, что ты нужен.

— Мне было легче брать интервью у любого другого учителя, а сейчас я просто заплачу… Спасибо Вам!

— И тебе спасибо, Настя! Мне приятно, что вы все меня помните, и мы при встречах обнимаемся. Значит что-то я в вас вложила. Давай обнимемся!

Из досье «Седьмой перемены»

Алла Кузнецова – коренная петербурженка, ее родители пережили блокаду. Росла на Гончарной улице. Первая учительница Людмила Александровна отмечала, что Алла -добрая девочка. Окончила школу №490, педучилище и педагогический институт имени Герцена. Работала в разных школах СПб, во всеволожской гимназии «Грейс», с 2011 года – в нашей школе. Общается в социальных сетях со своими первыми учениками. Больше помнит сложных детей – «в них больше вкладываешь и больше любишь». Почетный работник общего образования Российской Федерации.

Анастасия Томкив

close

О, привет 👋
Приятно познакомиться.

Подпишитесь, чтобы получать замечательный контент каждый день.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *