Как не попасть в Сети в лапы страшных «акул», «горилл» и «крокодилов»
В Интернете много полезной информации и удобных сервисов, но там же есть опасные зоны. О том, как в них не попасть, корреспонденты «Седьмой перемены» беседуют с преподавателем ОБЖ Сергеем Белоусовым.
— Сергей Юрьевич, какие опасности есть в Cети?
— Попадая в Интернет, многие подростки начинают увлекаться азартными играми, смотреть агрессивные фильмы. Они могут получить недостоверную информацию, которая разжигает межнациональную рознь, столкнуться с пропагандой депрессивных молодежных течений, наркотических веществ, попасть на сайты знакомств, сект и т.д. Кроме того, в Интернете много мошенников, преступников, которые рады заманить в свои сети детей.
— А разве с самого начала не видно, кто это?
— Не видно. Подростки доверяют опасным личностям, которые очень доброжелательны и заботливы, делают подарки и т.д. Ребенок даже не понимает, что угодил в лапы злоумышленника, который через время обязательно попросит какие-то личные данные, предложит девушке или парню встретиться в реальной жизни. Это очень опасно.
— Школа учит распознавать опасные сайты, видеть злоумышленников?
— Да, у нас есть предметы (информатика и ОБЖ), которые учат правильному поведению в Интернете. На них дают информацию, которая позволит ребенку безопасно гулять в Сети. На ОБЖ мы рассказываем, куда можно вносить личные данные, как общаться. Самое главное — правильно фильтровать информацию.
— Но дети осваивают гаджеты еще до школы! Они уже в детсадовском возрасте гуляют по Интернету!
— Обучение надо начинать в семье с дошкольного возраста. Родители должны подсказать, куда в Сети можно заходить, куда нет, какие там люди. А дети должны показывать папе с мамой информацию, которая их пугает.
— Нужны ли специальные программы, ограничивающие активность в Сети?
— Как дети заходят на запрещенные сайты? Когда на страницах Интернета всплывает рекламное сообщение с красивыми картинками, обещаниями призов. Ребенок не может осознавать таящуюся за ними опасность. Он кликает на ссылку и попадает на негативный сайт. Тут и нужны программы, запрещающие посещать определенные ресурсы, фильтрующие рекламные статьи. Об их установке должны побеспокоиться родители. И, конечно же, в этом процессе должны участвовать воспитатели детских садов.
— В каком возрасте детям можно давать телефоны с Интернетом?
— Возраст владения сенсорным телефоном, планшетом и другими аппаратами разный. Кто-то рекомендует не давать ребенку гаджеты до окончания духовного детства, до семи лет, кто-то – до 9, 10 лет. Малыш должен играть и развиваться, а не сидеть в Сети. Но сейчас время цифровых технологий, и нам от этого никуда не уйти. Телефон надо вводить в жизнь ребенка постепенно. Гаджет можно давать, когда он в состоянии контролировать свое поведение. Чем позже малыш прикоснется к сенсорному экрану, тем лучше. Дети, которые при попустительстве взрослых приобрели игровую зависимость, не осознают опасность, которая их подстерегает.
— А чем опасна игра?
— Возьмите шутеры, стратегии и так далее. Сначала там бесплатный уровень, а потом другие игроки предлагают что-то купить. Хорошо, если ребенок взял какого-то героя, но ему могут подсунуть и нечто запрещенное. Зачастую дети приобретают не только игровую зависимость, но и приобретают девиантное поведение. А стрелки начинают путать реальную жизнь с виртуальной, совершают преступления.
— Некоторые родители ограничиваются тем, что ставят временные пределы на пользование Интернетом.
— Этого мало. Надо все объяснять, иначе дети не понимают, по какой причине ограничено время. И начинают требовать свое, лить слезы. Но если ребенку все растолковать, он сам станет контролировать себя, своё поведение.
— Как вы относитесь к тому, что родители просматривают смартфон ребенка?
— Да, есть такое дело. Родители проверяют то, что происходит в телефоне ребенка. Они хотят знать, чем он живете и принять участие в его жизни. Так бывает, когда что-то упускается, теряются доверительные отношения. Мама и папа не знают, как получить информацию, что происходило у ребенка в течение дня, кто ему писал и что. Вот они и смотрят смартфон. C другой стороны, самое ценное, что есть у родителей, – это вы. И они всегда будут о вас переживать и пытаться поучаствовать в вашей жизни. Я не отрицаю, что сам буду контролировать, участвовать в жизни своих детей, поддерживать и помогать преодолевать трудности жизни.
— Если что-то случилось, куда, кроме родителей, можно обращаться?
— Можно позвонить на телефоны доверия по интернет-безопасности. Вас готовы выслушать и дать совет учителя, классные руководители. Нельзя уходить в себя или искать помощь в Интернете, там есть преступники, которые пользуются проблемами детей. И, конечно же, необходимо учиться контролировать свои действия в Сети. Если плохо получается, ставьте таймер, научитесь не зависеть от Интернета. Чем отличается зависимость от привычки? Привычку вы контролируете, в любой момент можете прекратить выполнять какое-то действие, а зависимость уже контролирует вас…
Анастасия Анна
Прокопенко Чудинова