Проверка знаний школьников в ковидное время не могла дать точную картину знаний
В начале учебного года проходили Всероссийские проверочные работы (ВПР). Если отбросить эмоции и быть максимально объективным, вопросов все равно останется больше, чем ответов. Зачем мы писали ВПР, если оценки не ставились? Какой результат они дали?
Мы три месяца сидели в самоизоляции. Одни в это время старались учиться, а другие занимались совсем другими делами. Затем были летние каникулы. 1 сентября все вернулись в школу, и тут… Мне до сих пор непонятно, зачем после такого большого перерыва нас заставили писать проверочные работы.
Не секрет, что в пору ВПР на учителей сваливается много дополнительной работы – они занимаются организацией и проверкой тестов. Профсоюз «Учитель» выступил против осенних ВПР. В его петиции говорилось: «Это нанесет серьезный ущерб психическому здоровью школьников и вынудит учителей тратить бесценное время очного обучения на бессмысленное тестирование».
Но у системы своя логика. И вот уже стали печататься бланки, в кабинетах зашумели совещания. Началась нескончаемая бюрократическая возня. И, в конце концов, школьники начали писать работу, рассчитанную на один обычный, не академический час.
Насколько это было уместно? Даже после привычных каникул ученики не сразу вливаются в учебный процесс, а здесь, как ни крути, — почти полугодовой перерыв. Ребятам бы еще попривыкать, понагонять упущенное, а их уже проверяют…
У нас проверяют все, что угодно, но не знания! Почему я так решил? Допустим, тема – вычитание. Тут все ясно: из одного отбираем другое, это знают даже первоклассники. А теперь посмотрим на процесс со стороны ВПР. Предположим, ученик не вычитал, а умножал, но по чистой случайности ответ получился правильным. Вот и выходит, что школьник, который не научился вычитать, имеет один балл, а другой, умеющий это делать, но допустивший ошибку в расчетах, — ноль баллов.
Если кому-то захотелось проанализировать результаты дистанционного обучения, то логичнее было сделал это в мае. Зачем устраивать ВПР после неожиданной изоляции и больших летних каникул?! Входной контроль?! А разве за первый месяц занятий в классах учителя не поняли, кто на дистанционке учился, осваивал материал, а кто был баклуши?!
Вот и получается, это были ВПРы для вышестоящего начальства, чтобы оно получило общую картину знаний в «исторический момент». Понимая все сложности, руководители Минпроса РФ решили не создавать нервозную обстановку и не перегружать учеников. Они сказали, что за Всероссийские проверочные работы оценки ставиться не будут. На первый взгляд, все логично, но чиновники от образования должны были предвидеть, что таким послаблением они обесценивают ВПР в глазах школьников.
Многие ученики сразу поняли: раз оценки не ставят, значит, не стоит сильно стараться. В итоге проверочные работы получились без напряжения и даже немного ленивые. Точной ли оказалась картина знаний, полученных Минпросом России? Думаю, ответ очевиден…