Корреспондент «Седьмой перемены» встретилась с педагогами династии Милаевой и Антоновых
Глава династии — Наталья Валентиновна Милаева, учитель русского языка и литературы. Дочь Юлия Викторовна Антонова тоже работает в нашей школе, она учитель математики, классный руководитель 9е класса. Ее муж Андрей Александрович Антонов – учитель физики, он был педагогом Всеволожского центра образования, сейчас преподает в техникуме.
— Наталья Валентиновна, вы хотели, чтобы Юлия Викторовна стала учителем?
— Все происходило на глазах дочери — проверка тетрадей, подготовка к урокам. Она сидела рядом, и ей было интересно. Я знала, что учительские дети часто идут по родительской стезе, втайне держала мысль, что Юлия будет педагогом. Но я давала право выбора, и школьница Юлия сказала: «Нам достаточно в семье одного учителя, я педагогом никогда не буду» Тем не менее стала. Судьба, наверное, такая.
— Юлия Викторовна, вы стали учителем по примеру мамы?
— Первое образование у меня юридическое, я работала по специальности, но что-то столкнуло с этого пути. Когда снова встал выбор, куда идти, педагогика оказалась самой близкой. С детства наблюдала за мамой и подумала, что смогу войти в профессию.
— Говорят, в учительских семья постоянно проходит «педсовет». У вас тоже так?
— Раньше в семье учителем была только я, — говорит Наталья Валентиновна, — мне не с кем было дискутировать, а сейчас «педсовет» идет каждый день. Даже не «педсовет», а целове «совещание». Бывает, мы работаем в одних классах, поэтому есть, что обсудить.
— Конечно! – улыбается Юлия Викторовна. – Старшая коллега проводит целые мастер-классы! Я всегда с ней советуюсь по ведению уроков, по документам. У мамы большой опыт, есть чему поучиться.
— Наталья Валентиновна, за время вашей профессиональной деятельности дети сильно изменились?
— Конечно! Меняется время, жизнь, меняются взрослые и дети. В начале 80-х, когда я только начинала, были совершенно другие дети, и другим был подход к ним.
— Чем мы отличаемся от них?
— Вы получаете больше информации, более раскованные, не стесняетесь спорить, доказывать свою точку зрения. А в 80-е ребенок сидел и молча воспринимал то, что говорил учитель.
— Юлия Викторовна, какие советы мамы-педагога вам запомнились больше всего?
— Она всегда говорит о терпении. Я лояльно к детям отношусь. Наверное, это поколение мне ближе, чем маме, поэтому мне даже проще.
— Терпение точно от меня передалось, — говорит Наталья Валентиновна. — Я очень терпима с детьми, не люблю вести себя жестко, кричать. Как-то все получается мягко, по-доброму. Всегда можно договориться, не зря нам дан такой дар, как речь. И я часто слышу, как говорят дети: «Ой, Юлия Викторовна такая добрая, никогда не кричит». Радует, что мои наставления, советы пошли на пользу. А может, это генетически передается. (Улыбается.)
— Вы согласны, что Юлия Викторовна ближе к детям, лучше их понимает?
— В чем-то да. Например, в том, что касается гаджетов. Дети любят «сидеть в телефонах». Я с этим не согласна, а она их понимает, они что-то обсуждают после уроков.
— И не только! Мы знаем, что вы — в чате учеников!
— Да! – смеется Юлия Викторовна. — И в Тик-Токе снимаем! Мне проще, чем учителям старшего поколения, провести урок в игровой форме, используя интерактивные приемы, сайты.
— Андрей Александрович, вы по первому образованию инженер-энергетик. В школу пришли по примеру тещи и жены?
— Нет, все по-другому. В техникуме у меня был любимый педагог, куратор нашей группы. Очень мудрая женщина, я постоянно с ней советовался. И однажды она предложила прийти в техникум преподавателем. Я подумал: «Почему бы и нет?! Тем более, всегда есть с кем посоветоваться». И прошел переподготовку.
— Да, его и раньше интересовало преподавание, — замечает Наталья Валентиновна, — но не физики и электричества, а литературы! Оно и не удивительно: это предмет, который учит жизни. Мы часто с ним беседовали. Он интересовался, как реагируют дети. А потом понял, что может с ними общаться.
— Андрей Александрович, вам помогает общение с коллегами из семьи?
— Конечно. Без советов не обойтись. Часто за ужином мы обсуждаем рабочие моменты.
— Но со мной он не советуется, — улыбается Юлия Викторовн. — Больше спрашивает у старшего товарища!
— Он часто заходит в мою комнату, и мы общаемся. Я его поддерживаю.
— Андрей Александрович способный ученик?
— Способный! (Улыбается.)
— Андрей Александрович более креативный, — говорит Юлия Юрьевна. – У него быстро возникают идеи, способы реализации. А мы более прагматичные, любим все рассчитать, разложить по полочкам.
— Юлия Викторовна, вам интереснее было с мужем-инженером или с мужем-педагогом?
— Конечно, с педагогом! Когда он, будучи инженером, писал диссертацию, просил сделать правку текстов. Я могла проверить только орфографию и пунктуацию, а смысла не понимала. Когда он начинал воодушевленно рассказывать про электричество, я терялась. Для меня электричество – это где-то в глубине розетки шарики бегают. А теперь нам есть, о чем поговорить.
— За что вы любите свою профессию?
— За ощущение, что ты всегда молода, — говорит Наталья Валентиновна. — Когда общаешься с детьми, не замечаешь возраста.
— С детьми невозможно работать по книжке, — замечает Юлия Викторовна. — Невозможно взять и что-то скопировать. Ученики постоянно двигаются, меняются, и на это надо живо реагировать. Мне нравится учиться у детей креативности, гибкости, умению подстраиваться под момент.
— Комфортно ли сейчас быть учителем?
— Сейчас государство понемногу поворачивается к нам, — отмечает Наталья Валентиновна. — Но это не сравнишь с уважением, которое было во времена начала моей педагогической деятельности. Тогда родители не ругались с учителем, и принимали все сказанное им за правду. А сейчас мы читаем в Элжуре нелицеприятные письма от родителей: и неправильно мы преподаем, и неправильно строим отношения с детьми. Поэтому обидно.
— Провал 90-х воспитал нынешнее поколение родителей, — говорит Юлия Викторовна. — Их учили драться за место под солнцем. Они сразу все в штыки воспринимают.
— Поэтому для нас очень важно поддерживать друг друга, — подводит итог Наталья Валентиновна. — Педагогика – дело живое. Есть вопросы, которые одному человеку не решить. Нужно обязательно посоветоваться, узнать мнение другого. И потом на основе трех мнений, как у нас, прийти к истине.
— Нам не надо искать единомышленников в каких-то клубах и группах, — улыбается Юлия Викторовна. – Они дома! Когда понимаешь, что ты не один, появляются дополнительные силы.
Анастасия Смыслова