ССОРА В СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ

Трудный возраст
Тема дня
Фото: Мария Матвеева / «Седьмая перемена». Роли конфликтующих в сети одноклассниц исполняют корреспонденты "СП" Татьяна Антоненко и Анастасия Томкив.
Нарушение правил поведения в чате привело к конфликту, в ходе которого старшеклассники не скупились на слова

Такого еще не было! В первый месяц учебного года в школе разгорелись три серьезных конфликта, и два из них – в социальных сетях. Один из них был такой силы, что дело дошло до приглашения родителей и эмоционального разбирательства уже в реальной жизни. Что же произошло?

…Придя домой из школы ученики сбрасывают с себя рюкзаки и погружаются в виртуальный мир. Вот и на этот раз, открывая социальную сеть, старшеклассники не думали, с какой неожиданной проблемой столкнутся. В общем чате двух классов обсуждали обычную проблему. И неожиданно один из участников нарушил негласные правила общения в Сети.

Он не просто «перешел на личности», а написал обидные слова, раскрыл тайну и выставил на всеобщее обозрение то, что одноклассник не хотел рассказывать всем. Человек просто не ожидал от друга такого вероломства.

Это послужило началом бурной дискуссии в чате. Ребята высказывались так эмоционально, что не заметили, как разорвали тонкую нить доверия, которая необходима в классе каждому. Обсуждение переросло в нешуточную ссору.

К разбирательствам подключились родители. При встрече в школе они тоже не скупились на слова, проявляли негативные эмоции, которые множили агрессию. Взрослые не хотели установить справедливость, а старались доказать, что правы…

Чаще всего конфликт начинает кто-то один, но в его разрастании виноваты уже обе стороны. Как избежать таких «боестолкновений» и безболезненно выйти из ссоры? Ответы на эти вопросы нам помогали найти психолог Нина Сальникова и социальный педагог Юлия Вепринцева.

Специалисты заметили, что для современных школьников настолько привычно общение в социальной сети, что они считают его своим делом.

— Ребята не понимают, что в их группу и чат могут войти самые разные люди и использовать имеющуюся там информацию, — говорит Нина Сальникова.

Часто конфликты начинаются с неуважительного отношения к информации другого человека, к его личности и родственникам. Во многом это провоцирует то, что пользователь не видит, как реагируют на его слова и может себе позволить больше, чем в реальной жизни.

— Причиной ссор и конфликтов может стать обсуждение внешнего вида, — рассказывает Юлия Вепринцева. — За негативные высказывания по такой теме девочка-подросток своего собеседника может просто «порвать». Это больной вопрос, неуклюжее касание которого чревато большими проблемами.

— В прошлом году был очень похожий конфликт в социальных сетях девочек из 5 класса, — продолжает Юлия Юрьевна. – Кто-то на кого-то плохо посмотрел, а потом все выросло в ссору во ВКонтакте. – Началась ругань большого количества людей, девочки стали друг друга обзывать матерными словами. В итоге пришлось подключаться социальным педагогам.

— В прошлом году мы разбирали конфликт в соцсети, — вспоминает Нина Евгеньевна. — И ученик, создавший группу, сказал: «Я администратор, значит, ответственный. Я закрою группу, скажу о правилах общения в чате и открою заново». Это правильный путь.

Инфографика: Станислав Райт / «Седьмая перемена».

— Бывает, кто-то просто шутит, а на него обижаются. Как не перейти эту невидимую грань?

— Шутка должна быть не о ком-то из участников, — советует Юлия Юрьевна. — Желательно вообще не о человеке, а каком-то образе.

— Тут самое лучшее – самоирония, — размышляет Нина Евгеньевна. — Если человек сам над собой может посмеяться, тогда мы можем пошутить в его присутствии.

— Есть еще один момент, на который болезненно реагируют подростки, — замечает далее Нина Сальникова. – Это когда их исключают из числа виртуальных друзей и из группы. Человек воспринимает это как трагедию, теряется и плачет. Это есть не только в средней школе, но и в начальной тоже. Я не раз консультировала таких детей. Они начинают считать себя какими-то отверженными. А 12-17 лет – это вообще период одиночества. Человек остро чувствует несовершенство этого мира и болезненно реагирует на то, что другие считают мелочью. Надо бережнее относиться друг к другу.

При возникновении конфликта психолог Нина Сальникова советует обращаться в службу школьного примирения и к классному руководителю.

Интернет, социальные сети стали неотъемлемой частью нашей жизни. О правилах поведения в виртуальном пространстве речь идет давно. Есть даже специальный термин – сетикет (в этом слове соединились сеть и этика). Он выработан для комфортного общения в Интернете.

Большинство норм сетикета не содержит каких-то особых требований. Это совокупность привычных правил хорошего тона, принятых в социуме. Но для каждой общественной группы могут быть свои специфические нормы, в том числе для школьников.

Учитывая это, издание «Седьмая перемена. Поколение online» ранее открылj рубрику «Медиаграмотность», под которой публикуются материалы о грамотном поведении в Интернете, а также о правилах этого поведения. Свой свод норм мы публикуем в виде инфографики к этому тексту, а читателей, желающих обозначить этические границы общения в виртуальном пространстве, «Седьмая перемена. Поколение online» приглашает предлагать свои варианты сетевого кодекса школьника.

Мария Матвеева   Севара Аллабергенова

close

О, привет 👋
Приятно познакомиться.

Подпишитесь, чтобы получать замечательный контент каждый день.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *