СОБЛАЗН КАРМАННЫХ СУММ

Школа
Тема дня
s-english.ru
s-english.ru
Может ли школа научить учеников тратить родительские деньги?

Учитель одного из четвертых классов взволнована: «У меня пропал мальчик!» Педагог обращается к руководству школы с просьбой разрешить посмотреть камеры внешнего наблюдения: «Хочу понять, входил ли он в школу». Получив согласие, учительница отправляется к охранникам «смотреть кино». Вскоре школьник находится. Выясняется, что он был в магазине, где за немалые для себя деньги купил большой игрушечный автомат.

Наталья Гумаровна Черная

Этот факт вызывает улыбку и в то же время высвечивает очень серьезную проблему. Дети не могут зарабатывать и обеспечивать себя. Вполне естественно, что родители выделяют им средства на карманные расходы. С какого возраста можно доверять ребенку деньги? Какие суммы ему надо давать? Кто и как должен учить школьников распоряжаться карманными средствами? Возможно ли здесь сотрудничество семьи и школы?

Согласитесь, на раз-два получить ответы на эти вопросы невозможно. Понимая это, мы решили провести небольшое исследование на тему дети и деньги. Для начала отправились в ближайший к редакции магазин игрушек. Мы предполагали, что именно там побывал юный покупатель автомата.

Выслушав нашу историю, продавец Наталья Гумаровна Черная говорит, что такого покупателя в ее торговой точке не было. Мы интересуемся: часто ли дети делают столь крупные покупки? Оказывается, не очень.

— Покупки на 100, 200, 300 рублей еще можно понять, — говорит Наталья Черная, — а если 600 и дороже, я спрашиваю: откуда деньги, разрешили ли это купить? Совсем маленьким дорогие игрушки не продаю, ребята постарше приходят с записками, а с 14 лет, когда человек уже получил паспорт, отпускаю без вопросов.

Инфографика: Екатерина Петухова / «Седьмая перемена».

Продавец продолжает торговать и рассказывать. Мы узнаем, что с некоторых пор ее еще больше настораживает, когда дети приходят в магазин с банковскими картами: «Они сейчас умные и знают, что при покупке до 1000 рублей пин-код не нужен». Недавно в магазине появился мальчик лет восьми и сделал покупку по карте, которую ему «дала мама». А потом к продавцу пришла женщина и рассказала, что с ее карты кто-то совершил три покупки до 1000 рублей в этом и еще в двух торговых точках. Выяснилось, что «криминальный» покупатель «одолжил» ее у другого мальчика. Все закончилось миром: мама школьника извинилась, деньги вернули, а вопросы остались.

Купля-продажа товаров малолетним регламентируется статьей 28 Гражданского Кодекса РФ. Дети от шести до 14 лет могут сами распоряжаться денежными средствами, совершая только мелкие покупки, которые идут на удовлетворение их личных потребностей: канцелярских товаров, билетов, продуктов и т.д. Запрещена продажа несовершеннолетним табака и алкоголя.

Законы и инструкции нежизнеспособны без моральных правил. Продавец Наталья Черная, дочь военного и «тоже мама», во многом сама придумала правила работы с юными покупателями. Но далеко не у всех торговых работников папа военный.

Светлана Валерьевна Щербанич

Рядом со школой еще два магазина игрушек. Скорее всего, какой-то из них наш герой и посетил. Но мы не ставили цели побывать в каждой торговой точке и вывести на чистую воду «того самого продавца». Гораздо важнее понять, почему это произошло, откуда у четвероклассника такие деньги. В поисках ответов мы идем к учительнице, поднявшей тревогу. Это Светлана Щербанич.

— Светлана Валерьевна, какую сумму родители дали этому мальчику и зачем?

— Ему дали 600 рублей на экскурсию. Вообще я никогда не собираю деньги, родители сразу сдают их организатору. А здесь освободилось место и передали через ребенка. Он, вообще-то, хороший мальчик, но тут опоздал, не пошел на урок и решил «гульнуть».

— Кто должен учить детей расходовать деньги?

— Родители, потому что это их средства.

— Как избежать соблазна дать ребенку больше денег, чем требуется?

— Это вопрос не к учителю, а к маме.

— А в школе детям рассказывают, как правильно расходовать деньги?

— В начальной не рассказывают, но есть школьная столовая, где дети постепенно учатся их тратить. Уже в первом классе у них есть свои кошелечки, потому что хочется купить пирожки, булочки и все такое. И сначала они эти кошелечки везде оставляют. Приходится объяснять, что не стоит так делать, могут появиться претенденты на их деньги.

— Какая сумма должна быть в кармане ученика начальной школы?

— На дорогу, завтрак, обед, плюс рублей 50 на маленькие радости. Получится рублей 200 в день.

— Может, классный час на эту тему провести.

— Для начала — родительское собрание, на котором об этом случае расскажу. А вообще, надо говорить о финансовой грамотности учеников, но уже с ребятами постарше, а не в начальной школе.

Авторы помнят, что им рассказывали об экономике на уроках обществознания. Мы изучали теорию и рассказывали ее учителю, но речь не шла о личном потреблении, культуре расходования карманных денег. Мы учили какие-то правила, но не примеряли их на себя.

Наталья Владимировна Богайцева

Написали эти строки, а потом возник вопрос: а может мы чего-то не помним и возводим на школу напраслину? Подумав так, обратились за разъяснениями к преподавателю обществознания Наталье Богайцевой.

— В шестом классе ребята начинают изучать обществознание, — рассказывает Наталья Владимировна. – В этом курсе есть раздел «Семья», в котором рассматриваем экономическое направление, ведение хозяйства, как основную функцию семьи, касаемся вопросов рыночной экономики и акцентируем внимание ребят на карманных расходах, говорим об экономии. Это уже достаточно серьезный возраст, чтобы все понять. В восьмом классе есть раздел об экономии. Там учитель и ребята решают практические задачи. Рассматриваются примеры из истории, семьи, социума и конкретные ситуации. Например, у вас есть определенная сумма денег, на что вы в первую очередь ее потратите. Есть также раздел о ведении хозяйства в семье. 8 класс – это уже 14 лет, по Трудовому кодексу ребята с письменного согласия родителей могут работать. Мы спрашиваем: куда бы вы потратили эти деньги? И сразу видно отношение детей к своей семье.

«Сколько денег у тебя в кармане?» — спросили мы у учеников разных классов. И вот какие ответы получили.

Петр, 2-й класс:

— Мне не дают денег. Питаюсь по талонам, которые родители покупают в столовой и отдают учительнице.

Вадим, 9-й класс:

— Если нужны деньги, прошу их у родителей, они редко отказывают. Это могут быть как 100 рублей, так и 1000.

Анастасия, 11-й класс:

— У меня нет денег…

Елисей, 6-й класс:

— Я покупаю еду по талонам, иногда родители дают 50 рублей, например, на пиццу, обычно я их откладываю, чтобы купить что-нибудь в магазине.

Анастасия, 7-й класс:

— Я зарабатываю деньги, получая оценки. За пятерку родители мне дают 50 рублей, за четверку — 40, за тройку ничего не получаю, а за двойку отдаю 70.

Арина, 11-й класс:

— Я уже давно не беру у родителей деньги на карманные расходы, так как работаю в Burger King. Не могу сказать, что получаю много, но мне хватает.

Наше поколение рано начинает зарабатывать деньги. Интернет дает для этого массу возможностей. Ребята идут неизведанными путями. И адекватные знания, умения, полученные на занятиях, им не помешают. Школа ведь должна не только давать знания, но и учить применять их на практике.

Валерия                     Анастасия 

Хмелевская               Бекреева

close

О, привет 👋
Приятно познакомиться.

Подпишитесь, чтобы получать замечательный контент каждый день.

2 thoughts on “СОБЛАЗН КАРМАННЫХ СУММ</strong>

  • 20.02.2023 в 14:43
    Permalink

    Спасибо за полезную статью! Повод задуматься, сколько карманных денег давать и как контролировать расходы детей.

  • 06.03.2023 в 23:00
    Permalink

    Научить полезному и предметным знаниям можно любого ученика в школе, дома. Главное — чтобы тот, кого учат, хотел этого.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *