«ШОКОВАЯ ТЕРАПИЯ» НА УРОКЕ?

Школа
Тема дня
Фото: 
blog.whooosreading.org.
Фото: blog.whooosreading.org.
Достаточно ли у современных учителей способов воздействия на нарушителей дисциплины?

…Урок в одной из школ. Ученики ведут себя плохо, шумят. Все происходит уже не в первый раз, и настроение учителя хорошим не назовешь. Когда на последней парте что-то падает, и ребята начинают дружно смеяться, это становится для педагога последней каплей, переполнившей чашу терпения. Учитель ставит каждому ученику двойку. Возмущенные одноклассники идут жаловаться директору…   

Подобную историю может рассказать каждый современный учитель.  Почему современные ученики ведут себя так вольно? Хватает ли у педагогов рычагов, чтобы воздействовать на них? Корреспонденты «Седьмой перемены» получили задание спросить об этом преподавателя с опытом, учителя технологии Всеволожского центра образования Елену Витальевну Губину.

Елена Витальевна Губина

—  В моей практике была похожая ситуация, — сразу «включается» в тему Елена Витальевна. — Я ненадолго вышла — нужно было взять в соседнем кабинете какие-то материалы. Возвращаюсь, а в классе стоит такой визг, что, кажется, стекла дрожат. Спрашиваю: «Кто сейчас визжал?!» Тишина. «Хорошо, — продолжаю я. — Не буду выяснять, кто визжал, а кто нет, но поставлю всем двойки». И тут же делаю это.

Конечно же, я не собиралась оставлять в электронном журнале эти двойки, но мне надо было как-то реагировать. Показываю на экране, что оценки стоят. Реакция разная. Кто-то возмущается: «Как так?! Я же молчал!» Кто-то чуть ли не плачет: «Мама будет ругать».

Как оказалось, дисциплину нарушали девушки, на которых и подумать не могла. Они сами признались. Я им говорю: «Мы сделаем так. Если вы весь урок проведете хорошо, будете работать, отвечать, я все эти двойки уберу, ни одной не оставлю». Ребята успокоились, включились в работу, и двойки к концу урока я удалила.

Иногда бывает необходима такая «шоковая терапия». Ребята должны понимать границы дозволенного. Ученики, о которых вы рассказали в самом начале, должны были прийти к директору и сказать: «Извините, пожалуйста, мы нарушили дисциплину. Мы понимаем, что не правы. Подскажите, как нам сгладить эту ситуацию и помириться с учителем». А не бежать с криками: «Какой плохой педагог!» Я несколько раз слышала, как ребята шестых и седьмых классов рассказывали, сколько учителей они уволили. Это правильно? Конечно, нет.

— Как вы думаете, почему ученики себя плохо ведут?

— Есть разные ситуации. Ученик может устать, ему может быть неинтересен предмет. Редко бывает, что ребенок плохо себя ведет только потому, что его плохо воспитали в семье. Есть такие дети, но это единицы. Причиной плохого поведения может быть усталость ребенка и чисто психологическая несовместимость учителя и ученика.

— Говорят, Эйнштейн тоже плохо учился в школе и вел себя не далеко не идеально – говорил учителям все, что думает.

— Не только Эйнштейн! Очень многие выдающиеся люди плохо учились в школе. Александр Сергеевич Пушкин по многим предметам, которые ему не нравились, получал двойки и замечания за поведение. Лев Николаевич Толстой не закончил гимназию, ему пришлось учиться дома. Поступил в университет и бросил учебу: то, что там преподавали, его не интересовало. Но он стал великим писателем, потому что развивался сам.

Если ученик чем-то увлекается, если у него есть цель и он настойчиво идет к ней, то добьется многого. А если ребенок приходит в школу не учиться, а играть, веселиться и хулиганить и сравнивает себя с Эйнштейном, это выглядит странно. Эйнштейн тоже занимался самообразованием. Только так можно чего-то добиться. Но когда человек ничем, кроме игр в телефоне, не интересуется, Эйнштейном он не станет. Ему надо элементарно получить аттестат о среднем образовании, а для этого нужно свое поведение успокоить, прийти в чувство и понять, зачем ходит в школу.

— Может ли учитель выгнать ученика из класса за плохое поведение?

— Раньше за плохое поведение ученика можно было удалить. Сейчас это запрещено. Учитель не знает, что человек будет делать за дверью. Куда пойдет, чем займется? Кода ребенок находится без присмотра, могут возникнуть проблемы, и они лягут на плечи учителя, который удалил его с урока. Сейчас вообще с учеником сложно что-то сделать за плохое поведение…

— Учителя могут ставить плохую оценку за опоздание на урок?

— Это неправомерно. Если ребенок опоздал, учитель может поставить опоздание и написать докладную директору. Тут вопрос в другом. На этом уроке педагог может предложить ребятам написать контрольную, самостоятельную работу, дать перед ней какие-то пояснения. И опоздавший ребенок сколько успеет сделать, столько и успеет, и сделает так, как понимает, потому что не слышал пояснений учителя. Вот тут можно совершенно спокойно ставить оценку не за поведение, а за то, что он, опоздав на урок, сделал все хуже.

— Готовясь к этому интервью, мы услышали предложение ставить оценки за поведение.

— Это проблема государственного уровня. Когда я училась в школе, мы получали годовые оценки по всем предметам и отметку за поведение. И она учитывалась при поступлении в учебные заведения. Если были равны средние баллы аттестатов, смотрели ее. И брали того, с кем меньше будет проблем. К сожалению, сейчас такого нет.

Во времена Александра Сергеевича Пушкина не было телесных наказаний, но практиковались другие способы наказания за плохое поведение. Тогда лицеисты ходили в форменной одежде, и нарушителей могли заставить носить какую-нибудь старую, мешковатую форму. Для молодых людей, считавших себя господами, это было очень неприятно.

А самым тяжелым наказанием для лицеистов и друзей Пушкина знаете, что считалось? Когда человек очень сильно провинился, он накрывал стол для своих друзей. А они, повторю, были господами, белой костью, для них накрывала прислуга, и чувствовать себя на ее месте было очень тяжело.

Оценка за поведение? На мой взгляд, какой-то большой пользы она сейчас не принесет. Ее можно поставить, но она ни на что влиять не будет. При зачислении в учебное заведение ее не учтут. Сейчас учеников можно напугать только тем, что родители могут заплатить штраф за их плохое поведение.

— Денежный штраф за плохое поведение?!

— Да! Об этом не все знают, но такой порядок есть. Ребенок постоянно нарушает дисциплину. Учитель пишет докладные, так и сяк пытается на него воздействовать, но все бесполезно – ученик продолжает мешать, срывает уроки. Тогда надо понять самое главное – таким поведением ребенок нарушает право других детей на образование!

Вы должны были пройти тему по физике, по математике, по русскому языку, но не смогли это сделать, потому что кто-то из одноклассников мешал. Значит, вы плохо напишите контрольную работу, ВПР, плохо сдадите экзамен. Вы имеете право получить образование, чтобы при этом никто не мешал. Если родители будут писать жалобы на такого ребенка, школа подаст документы в соответствующие органы. Вначале выносится предупреждение, а потом, если все повторяется, родители начинают платить штрафы. Сперва полторы тысячи, потом выше, выше и выше. Это то, что есть сейчас в законах, но этим правом никто не пользуется.

— Ученики могут плохо себя вести не только на уроке.

— Да, надо видеть и поведение на переменах, обращать внимание на соблюдение делового стиля одежды, на сменную обувь. Некоторые случайно ее забывают, сознательные нарушители. В моем 9д есть мальчик, который принципиально не носит сменку. Он испытывает терпение завуча, администрации, директора. Мы предложили в качестве наказания обязать его убирать холл. Для него это непрестижно, над ним могли посмеяться. Это на человека очень повлияло.

— Как еще можно повлиять на ученика, который ведет себя плохо?

— Есть разные педагогические подходы. Уже проверено многими учителями: чем громче голос учителя, тем громче говорят дети. Поэтому вариант первый: нужно снизить интонацию. Второе: если ребенок себя плохо ведет, нужно подумать, почему это происходит. Может быть, он устал и возможно ему надо как-то разрядиться. Порой ученику нужен какой-то особый подход. Можно дать ему задание, чтобы он подвигался, пошевелился. Каждый учитель – еще и психолог. Он должен понимать, кто из его учеников усидчивый, кто не очень. Кто выполнит работу, а кто нет, для него она окажется сложной. Поэтому нужно иметь индивидуальный подход к каждому ребенку.

Я не могу сказать, что на моих уроках все ученики ведут себя идеально, но я прекрасно понимаю, что дети – это дети. И если ребенок устал, ему, может быть, надо немножко отдохнуть. Когда ты видишь, что в классе многие дети не очень хорошо себя ведут, возможно, им нужно сделать какую-то физкультминутку, занять чем-то другим.

— Учителя так заняты, что у них не всегда хватает времени рассмотреть нас…

— Я постоянно делала замечания одному мальчику, раздражалась, когда он себя не очень хорошо вел. Однажды этот ученик пришел ко мне с номером телефона и сказал: «Мой папа сказал, что я могу не ходить на ваши уроки. И если вас интересует, почему, — позвоните ему». Я вначале возмутилась такому отношению, а потом стало интересно: что же ребенок рассказал папе, что тот разрешил ему не ходить на уроки. Оказывается, мальчик сообщил отцу, что они на уроках вяжут и вышивают. Кстати, ребята этим занимаются с удовольствием! Но папа школьника сказал, что он мальчик, ему этого не надо, поэтому может на ходить.

И тогда я решила проанализировать, как к этому ребенку отношусь, плохо или хорошо. И поняла, что чаще всего я этого ребенка ругаю. Да, он что-то забывает, не готовится. Когда такое происходит, учитель возмущается. И ребенка все меньше и меньше интересует этот предмет. Ему не очень хочется находиться на уроке, где его будут ругать. Я сменила тактику. Я дала задание этому ученику и стала его поддерживать, приводить в пример: «Ребята, посмотрите, как у него хорошо получается!» Мы шили в тот момент. И ребенок прямо окрылился! Он пришел на следующий урок с папкой, которой у него до этого просто не было, и с тетрадкой. А через два урока сказал: «Елена Витальевна, у меня урок технологии — самый любимый предмет». Оказалось, что мне нужно было просто обратить на ученика внимание и по-другому с ним себя вести.

— Подход можно найти ко всем ученикам?

— Дети есть дети. Одни по-ребячьи шалят и не понимают, что мешают, а другие просто не очень воспитаны, но, повторюсь, это редкость. Во втором случае надо чаще разговаривать с родителями, постараться выстроить вместе с ними стратегию влияния на ребенка. Я глубоко убеждена: если человека всегда ругать, он будет злым, как та собака, которую все время бьют. Если к ребенку относиться по-доброму, если обращаться к нему не по фамилии, а по имени, то большинства проблем можно избежать.

Это надо делать в любом случае, даже когда ребенок ведет себя, мягко говоря, своеобразно. Я говорю одному ученику: «Придется мне тебе поставить двойку. Ты на уроке не работал». А он, глядя мне в глаза, совершенно не задумываясь говорит: «А вы врете, вы меня игнорировали. Я поднимал руку, а вы меня не спрашивали». Мой ответ был простым: «У меня свидетели – целый класс».

Да, даже с детьми, которые плохо себя ведут, нужно и можно находить общий язык, точки соприкосновения. Для этого требуется время, огромные усилия. Не стоит сразу записывать ученика в хулиганы. Надо постараться понять, что учителя раздражает в этом ребенке. Да, он шумный, непоседливый, но его не заставишь по щелчку пальцев быть другим. Значит, нужно дать человеку какие-то задания. Если он быстро все делает и мешает остальным, значит, у учителя должны быть какие-то дополнительные задания. Если он, наоборот, слабый и ему тяжело, то, может быть, стоит посадить его рядом с кем-то сильным, со своего рода консультантом, который быстро все делает и заодно поможет своему соседу.

Одна из коллег постоянно мне жалуется на ученика, который плохо себя ведет, может сорвать урок. А я удивляюсь, потому что у меня с этим ребенком таких ситуаций нет. И приходится иногда давать советы – обратите внимание на это и это, найдите с человеком точки соприкосновения. Приятно узнавать, что в отношениях учителя и ученика что-то меняется к лучшему.

Педагог может получить дополнительные рычаги воздействия на нерадивых учеников, и более строгие меры могут дать быстрый эффект, но сути нашей профессии это не поменяет. При всех общественных строях и укладах учитель, ученик и родитель должны находить точки соприкосновения и понимания. Это бесконечная тема…

Валерия              Дарья

Армеева             Герасимова  

close

О, привет 👋
Приятно познакомиться.

Подпишитесь, чтобы получать замечательный контент каждый день.

One thought on “«ШОКОВАЯ ТЕРАПИЯ» НА УРОКЕ?</strong>

  • 03.04.2023 в 13:18
    Permalink

    Хороший у вас сайт! Проблемы школы нужно поднимать, коль докатились до них. По поводу поведения на уроках учащихся у меня несколько иное мнение. Я считаю, что воспитание в семье имеет огромное значение. В семье, в которой ребенку родители постоянно объясняют прописные истины и своим примером они показывают, как себя нужно вести в обществе, вряд ли будет расти человек, способный на шумное поведение во время обучения. Я не о легких шалостях говорю, которые вызывают общий дружный смех, а о более серьезных проделках. Ребенок, который не воспитывается в семье, может нарушать процесс обучения, если у него еще не выработался личный тормоз и осознание того, что можно делать и чего не стоит совершать на уроках.
    Но самый важный момент в этом вопросе очень банальный. Многим ученикам хочется выделиться, обратить на
    себя внимание всего класса, им не хватает просто чьей-то любви или заботы, понимания, уважения (родителей, учителей, одноклассников). Плохо ведущие себя ученики часто становятся лидерами в группе таких же учащихся, они придумывают разные способы, как сорвать урок, и успешно внедряют задуманное. Учителю необходимо привлечь лидеров к интересной индивидуальной работе, не позволять им проявлять вольности и не увлекать за собой слабохарактерных школьников в классе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *