Корреспонденты «Седьмой перемены» поговорили со старшеклассницей, работающей в популярном ресторане быстрого питания
Аня перешла в 11 класс и устроилась на работу в ресторан быстрого питания. Несмотря на ребрендинг и смену вывески, он по-прежнему популярен среди подростков. И ребята уже не удивляются, увидев за кассой или на кухне своих ровесников.
— Как ты попала в этот ресторан?
— Я долго искала работу, куда принимают несовершеннолетних. Хотелось самостоятельности, иметь свои деньги. У меня знакомый устроился в эту сеть, я тоже решила попробовать. Пошла на собеседование, и меня приняли.
— С первого раза?
— Нет, первое собеседование было неудачное. А на втором все получилось.
— А что не получилось на первом собеседовании?
— Ресторану не нужны были работники на вечернее время, которое удобно мне. А потом потребовались и такие сотрудники. Я вышла на работу и вскоре поняла, какая она интересная и полюбила ее.
— Сложно было?
— В первое время, а потом все пошло хорошо.
— Что входит в твои обязанности?
— В основном я стою на кассе. Это изначально было мое место, но у нас приветствуется развитие, и я могу работать на разных позициях.
— Летом работать легче. А во время учебного года как ты сочетаешь работу и школу? Ты не спишь, что ли?
— Сплю. (Улыбается.) В старших классах очень много уроков, их надо учить. Но я же работаю по чуть-чуть два раза в неделю.
— Трудно работать в таком ресторане?
— Трудно эмоционально, потому что приходится много взаимодействовать с людьми. Иногда бывают очень неприятные ситуации, которые влияют на психику. Бывает, просто тяжело работать много часов.
— А что за неприятные ситуации?
— Например, когда забыла что-то предложить или человеку не понравился вкус блюда.
— Сколько ты зарабатываешь?
— Это секрет. Скажу так: мне хватает на все, что хочу. Могу сходить в кино, театр, купить какую-то вещь.
— Много ли у вас подростков?
— Да, достаточно много. Большинство работников – несовершеннолетние.
— Они все работают по договорам?
— Да. С трудовой, медицинской книжкой. У всех белая зарплата, ничего незаконного нет.
— Сколько ты уже работаешь?
— Полгода.
— За это время ни разу не заболела, не пропустила смену?
— Один раз болела. Как реагировали? Нормально.
— Сколько длится твоя смена?
— По-разному. Там свободный график.
— Есть ли у тебя на работе друзья?
— Да. Там очень хорошая команда, мы всегда друг друга поддерживаем, помогаем, если кто-то что-то не знает.
— Бывает, что кто-то кого-то ругает?
— Конечно. Без этого никак. Главное – следовать правилам, которые есть. Тогда все будет хорошо.
— За что тебя ругали?
— Меня не ругали, я идеальный работник.
— Тебе нравится работать в этом ресторане?
— Да, очень нравится. Ты улыбаешься людям, они улыбаются в ответ. И, опять же, с командой мне очень повезло.
— У вас есть какие-то акции для сплочения команды?
— Есть волонтерская деятельность. Каждый месяц проходят собрания, где обсуждаем работу, планы и их реализацию.
— В какой день у вас больше всего людей?
— В пятницу и субботу.
— К этим дням готовитесь по-особому?
— Нет. У нас нет такого, что, если гостей мало, можно не стараться сделать все быстрее. Каждый раз стараешься быстрее отдать заказ, как можно лучше обслужить, чтобы гость был доволен.
— Вы говорите не «клиент», а «гость»?
— Да.
— Бывают ли у вас конфликты с гостями? Приходят, например, пьяные.
— Случается и такое. Подробности не расскажу. (Улыбается.)
— В ваш ресторан подросткам ходить круто?
— Это больше семейное. Сами ребята тоже ходят, но не так часто, как кажется со стороны.
— Вас кормят бесплатно?
— Да, но надо отмечать, а потом из зарплаты все вычитается.
— А учителя у вас бывают?
— Да, я видела учителя информатики.
— А бывало, что заходят твои знакомые и говорят: «О, Аня, это ты?!»
— Бывает. Но я на работе, и неформально нам нельзя общаться. Говорю: «Здравствуйте! Что для вас?» Руку тоже нельзя пожимать.
— Это еще и гигиена?
— Да, руки каждый раз моются после касания кассы, денег, формы, открытого участка тела.
— То есть ты постоянно их моешь.
— Да, и очень тщательно. Мылом, а потом дезинфицирующим раствором.
— А знакомые не обижаются, что ты с ними не разговариваешь?
— Нет. Они понимают, я же улыбаюсь.
— Было такое, что работники холодно относились к клиенту?
— Нет, мы стараемся более-менее официально разговаривать с клиентами, улыбаться. Так надо.
— Мы помним, что у вас бабушка сидела на кассе. Она какая-то недоброжелательная была, кричала на работников.
— Когда очень много народу, трудно сдержать эмоции. Да, сотрудники могут сделать коллегам замечание, но на гостей никогда не повышают голос.
— Вы сидите под камерами. Это напрягает?
— Нет.
— А между сотрудниками были конфликты?
— Мелкие. У нас все хоть и несовершеннолетние, но более взрослые. Ведут себя соответствующе, потому что это не школа. В ресторан приходят заработать, у нас нет разницы в идеях и мыслях.
— У вас есть корпоративная культура. Вам не говорят, что работаете в самой крутой компании?
— Нет такого. Нам рассказывают о возможностях развития, о донорстве, волонтерстве, которым мы занимаемся.
— Рецепт курочки давно придуман. Можно ли сотворить что-то новое?
— Основатель компании, полковник Сандерс, создал секретный рецепт с применением 11 специй. Он начал готовить курочку и продавать ее в небольших ларьках, а потом все разрослось и получилась всем известное блюдо. Это не значит, что ничего нового уже не будет. Придумываются новые сочетания, линейки. Но курочка остается вкусной и неповторимой…
Ирина Белова Дарья Денисова