Сегодня 6 декабря, первая среда декабря — день, когда все одиннадцатиклассники России пишут итоговое сочинение. Это обязательный этап на пути к ЕГЭ.
Результат итогового сочинения (изложения) – «зачет» — является условием допуска к государственной итоговой аттестации по образовательным программа среднего общего образования, отмечается на официальном сайте Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области.
Кроме того, сочинение можно потом положить в папку индивидуальных достижений при поступлении в вуз.
Уже второй год на итоговом сочинении действуют новые правила. Прежде пять открытых тематических направлений публиковались в открытом доступе перед началом учебного года. Темы школьники узнавали только в день сочинения. Для каждого часового пояса давалось пять их вариантов на выбор.
Из года в год темы перекликались, можно было пользоваться уже готовыми базами аргументов — списками литературы, рекомендуемой для раскрытия темы. Был создан закрытый банк, где собраны все темы, разработанные за годы проведения итогового сочинения. Их около двух тысяч, и банк будет пополняться новыми.
Теперь три тематических направления, они публикуются перед началом учебного года. Направления такие: «Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека», «Семья, общество, Отечество в жизни человека», «Природа и культура в жизни человека». Но самих тем теперь уже не пять, а шесть — по две для каждого направления.
В 2023 году по согласованию с Советом по вопросам проведения итогового сочинения в раздел «Природа и культура в жизни человека» добавлен новый подраздел «Язык и языковая личность». Это позволит школьникам осмыслить «роль культуры в жизни человека, связь языка с историей страны, важность бережного отношения к языку, сохранения исторической памяти и традиционных ценностей», отмечается в комментариях к разделам банка.
За 15 минут до проведения итогового сочинения по местному времени, в 9 часов 45 минут, комплекты тем были размещены на информационном портале topic.rustest.ru.
Минимальный объем сочинения — 250 слов, но выпускникам рекомендуется написать не менее 350, чтобы не получить «незачет» из-за недостаточного объема работы. Обязательное требование к сочинению — самостоятельность его написания.
«Можно использовать цитаты, но их объем не должен быть больше вашего рассуждения, — цитирует «Российская газета» заместителя руководителя комиссии по разработке экзаменационных материалов по литературе Ларису Новикову. — Конечно, нужно будет указать, из какого текста взят процитированный фрагмент. Если не помните цитату дословно, не беда — используйте косвенную речь, чтобы избежать фактической ошибки».
Выбрав тему, ответьте для себя коротко на ее вопрос — это и будет основная мысль вашего сочинения, советуют педагоги. И хорошо, если она прозвучит в начале работы.
Тезисы должны быть обоснованы и проиллюстрированы литературным материалом. Нельзя использовать фанфики, мангу, графический роман. Ссылок на просмотренные кинофильмы или личный жизненный опыт без использования литературных примеров также будет недостаточно.
Разделы и подразделы банка тем итогового сочинения в 2023 году:
- Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека:
— внутренний мир человека и его личностные качества;
— отношение человека к другому человеку (окружению), нравственные идеалы и выбор между добром и злом;
— познание человеком самого себя;
— свобода человека и ее ограничения.
- Семья, общество, Отечество в жизни человека:
— семья, род, семейные ценности и традиции;
— человек и общество;
— Родина, государство, гражданская позиция человека.
- Природа и культура в жизни человека:
— природа и человек;
— наука и человек;
— искусство и человек;
— язык и языковая личность
В каждый комплект тем итогового сочинения включены по две темы из каждого раздела банка. Какими они могут быть?
На сайте Федерального института педагогических измерений опубликован образец:
1.Какую жизненную цель можно назвать благородной?
2. Могут ли юношеские мечты повлиять на дальнейшую жизнь человека?
3. Как становятся героями на войне?
4. Чем важен для современного человека опыт предыдущих поколений?
5. Почему достижения прогресса, дающие человеку удобства и комфорт, могут быть опасны для человечества?
6. Реальное и виртуальное общение: в чем преимущества каждого из них?