О практике физических наказаний школьников
В последнее время у некоторых российских учителей сдают нервы, и они поднимают руку на учеников. «Что вы об этом думаете?» — спрашиваем мы у учителя истории Всеволожского центра образования Светланы Владимировны Жумагалиевой.
— Как бы не было сложно, как бы тебя не доводил ребенок, ты, как разумный человек с педагогическим образованием, должен себя контролировать, — отвечает она.
— А раньше в школах были разрешены физические наказания.
— Да, у этого вопроса есть своя история. Еще со времен Древней Руси наказание в семье воспринималось как благо. Тогда говорили: «Если ты держишь ребенка в строгости и бьешь, значит, любишь».
При распространении православия необходимость наказания стали обосновывать религиозными установками об изначальной греховности человека. С их помощью детей готовили не только к земной, но и к небесной жизни. Притчи Соломоновы в Библии гласят: «Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его. Не оставляй юноши без наказания; если накажешь его розгою, он не умрет».
В «Домострое», известном своде правил средневековой России, тоже говорилось о наказании детей: «Любить их и беречь, но и страхом спасать, наказывая и поучая, а когда и побить. Наказывай детей в юности — упокоят тебя в старости твоей».
— Это все касается семьи. А как было в школе?
— Эти подходы перенеслись и в школу. В конце XVIII века при создании системы народных школ наказание детей было закреплена в правилах. В 1785 году Жалованная грамота дворянству постановила, что к благородным сословиям не надо применять телесные наказания. Этот запрет отменили при Павле I и вернули после восхождения на престол Александра I. В тот период были воспитаны «непоротые поколения» (говорят, это известное выражение Александра Сергеевича Пушкина), представители которых в декабре 1825 года вышли на Сенатскую площадь. А при Николае I запрет вновь отменили. В 1828 году уставом гимназий и училищ было разрешено физически наказывать учеников первых трех классов, а с 1838 года — всех гимназистов.
— А какие там были наказания?
— Деревянным прутом.
— Это те самые розги?
— Да. Ро́зги — это связанные в пучки или используемые по одному побеги ивы, березы, орешника, кизила и т.д. Розги отмачивали в соленой воде для придания им большей упругости и прочности.
Решение о наказании розгами принимались попечителями учебных заведений. Существовала шкала – за каждый проступок следовало конкретное наказание.
— А какие еще были наказания?
— Стояние коленями на горохе, удары веревкой.
— А за что больше наказывали, за неуспеваемость или поведение?
— Не только за поведение. Не успевал ученик, не мог что-то сделать – следовало наказание. Знаменитый Константин Циолковский в школе доучился только до третьего класса, был двоечником и подвергался телесным наказаниям.
— ?
— Он учился в классе, в котором было 43 человека, сидел на последней парте. Однажды весной пошел на речку, простудился и заболел. Стал плохо слышать, а учителя не этого не знали. Когда они ему что-то говорили, объясняли, не слышал. Когда поднимали, не отвечал. Ему все время ставили двойки и наказывали, думали, что он лентяй.
— А что, он не мог сказать, что ли?
— Нет, тогда никто ничего не говорил. И он не говорил, и семья молчала. До третьего класса Циолковского два раза оставляли на второй год, а потом выгнали. И Константин Эдуардович получал образование самостоятельно. Выучился и стал прекрасным человеком, основателем нашего космического ракетостроения.
— Как относились к таким наказаниям родители школьников?
— Были согласны. Это исторически сложилось. Они считали, что чем больше накажут, тем лучше, у человека будет больше ума. Это было не только в России, но и в других странах. Когда в Древнем Египте родители посылали своего ребенка учиться на писца, они говорили: знания на твоей спине. Чем больше на ней рубцов, тем больше знаний в голове. Зато потом, когда будешь грамотным, все станут тебе поклоняться — писцы были привилегированным классом древнеегипетского сообщества.
— Когда были отменены физические наказания в российских школах?
— В 1864 году «Уставом гимназий и протогимназий» телесные наказания были отменены. Годом ранее запретили физические наказания в отношении детей-преступников. Но это не означало, что физические наказания в школах империи прекратились. Практика такого воспитания продолжалась. Но
— А можно ли было отказаться от наказаний или куда-то пожаловаться?
— Бывало, что общество родителей возмущалось методам приезжих учителей, но в целом все это терпели. В конце XIX века в школы выезжали инспекторы. Известный пример — отец Владимира Ильича Ленина Илья Николаевич Ульянов, инспектор народных училищ Симбирской губернии. Он был против телесных наказаний. И в семье его были против.
— Ленина не били, вот он и совершил революцию!
— (Улыбается.) Это был неординарный человек.
— Когда полностью прекратили физически наказывать учеников?
— В советской школьной системе бить детей запретили. Телесные наказания называли буржуазным пережитком. Насилие нельзя было применять как в обычных школах, так и в учреждениях для трудных подростков.
— Трудных и сейчас хватает. Вам не хочется вернуть физические наказания против некоторых учеников?
— Нет. Это не моя практика. Я могу грубо сделать замечание, несколько раз повторить. Могу по какому-то поводу съязвить, но физически наказывать точно не могу. Я против таких методов.
Если у коллег сдают нервы и они поднимают руку на детей, значит, надо какую-то паузу в работе сделать, отдохнуть. Нельзя терять над собой контроль.
Григорий Ксения
Михайлов Денисова