ПРОВЕРКА ДЗ: УЧИТЕЛЬ ИЛИ АВТОМАТ?

Тема дня
Образование
Иллюстрация: stylishbag.ru, Petr Smagin/Shutterstock.com.
Иллюстрация: stylishbag.ru, Petr Smagin/Shutterstock.com.
Педагоги и ученики Всеволожского центра образования по-разному относятся к идее введения автоматической проверки домашних заданий

Как уже сообщало сетевое издание «Седьмая перемена. Поколение online», на портале Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования размещено распоряжение Правительства России об утверждении стратегического направления в области цифровой трансформации образования, относящейся к сфере деятельности Минпросвещения. Среди прочих целей в нем обозначено внедрение автоматической проверки домашних заданий до 2030 года.

Эта идея родилась в Министерстве цифрового развития. Заместитель главы этого федерального ведомства Олег Качанов сообщал, что они рассчитывают включить автоматическую проверку домашних заданий в требования к новому типовому решению в образовательной сфере. Цель преследуется благая — облегчить работу учителям.

Напомним, эта инициатива неоднозначно воспринята в обществе. Первый заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по просвещению Яна Лантратова попросила министра просвещения Сергея Кравцова не внедрять автоматическую систему проверки домашних заданий. В своем Телеграм-канале парламентарий пишет, что учителей действительно надо разгрузить от «бумаг», «но никак не от проверки домашних заданий, потому что это одно из важнейших направлений работы с детьми».

Яна Лантратова убеждена, что образовательную сферу нельзя переводить в цифру, ибо ничто не заменит живого общения педагога с классом. По мнению депутата, «это убьет творческую компоненту в образовании, ЕГЭфицирует всю школу».

Тренер и эксперт образовательных программ Общественной палаты РФ Алексей Арбузов считает, что автоматизация проверки домашних заданий позволит учителям более качественно готовиться к урокам. Он говорит, что важно понимать механизм и алгоритм этой проверки и отмечает, что педагоги могут периодически просматривать домашние задания школьников, быть в курсе, как они выполняются.

Эксперт напоминает, что проверка домашних заданий занимает достаточно много времени. Избавившись от этой обязанности, учителя смогут качественно готовиться к основным урокам.

Специалист не согласен с мнением критиков идеи (если задания будут сдаваться в электронном варианте, их выполнение превратится в процесс «копировать — вставить»). «Если задания составлены достаточно грамотно, если они будут меняться в автоматическом режиме, чтобы не были одни на всю жизнь, тогда это не приведет к снижению грамотности», — считает Алексей Арбузов.

Эксперт добавляет: если в цифровом решении ученики будут делать задания и сразу получать ответ с указанием на ошибки, это «пойдет только на пользу и повысит качество образования».

Разработчик систем искусственного интеллекта Роман Душкин в интервью телеканалу «Звезда» выразил мнение, что системы искусственного интеллекта при проверке домашних заданий школьников могут не понять гениальных учеников. Он считает, что у ученика должна быть возможность подать апелляцию, чтобы его работу перепроверил учитель. Эксперт пояснил, что во время оценки сложных заданий, в том числе сочинений, где необходимо оценить, насколько глубоко школьник раскрыл тему, правильно изложил то, что хотел сказать, ИИ будет анализировать текст методами, которые применяются большими языковыми моделями наподобие ChatGPT.

Руководитель методологии и разработки образовательных программ edtech-компании MAXIMUM Education Артем Мушта в беседе с «Известиями» отметил, что могут возникнуть сложности при автоматической проверке домашних заданий по гуманитарным предметам. ИИ пока не умеет в полной мере проверять сочинения, эссе и другие творческие работы учеников.

Иллюстрация: stylishbag.ru.

Как пояснила сетевому изданию «Седьмая перемена. Поколение online» кандидат педагогических наук, заместитель директора Всеволожского центра образования Александра Геннадьевна Новикова, домашние задания будут выполняться на специальных стандартных листах (примерно таких же, как на ЕГЭ), которые потом и станет проверять автомат. Мы решили узнать, как к такой перспективе относятся ученики и учителя Всеволожского центра образования.

— В каких-то заданиях это вполне возможно, — говорит ученица 9б класса Полина Захарченко.

— В каких-то предметах?

— Нет, именно в заданиях. И здесь не важно, какой предмет. Такие задания возможны в каждой дисциплине. ДЗ из учебника учитель уже 100 раз проверял у всех классов, эту рутинную работу ему может помочь выполнить автомат. Но это должно быть не во всех заданиях и не постоянно.

— А тебе как лучше – проверит учитель или автомат?

— Мне без разницы… Учитель, конечно, лучше. Но педагоги устают, и потом на нас злятся. Им все-таки надо отдыхать.

— Да, пусть автомат проверяет, чтобы учителя отдыхали, они устают от такой работы, — считает Вероника Капашева из 6д.

— Автоматическая проверка — это прикольно, потому что учитель тратит на это много времени, — говорит Елизавета Зорина из 7г.

Ее поддерживает Дарина Курнышова из того же 7г класса и другие школьники, с которыми мы поговорили.

— Я к этой идее отношусь не очень хорошо, — говорит учитель начальных классов Елена Николаевна Плюснина.

— Почему?

— Считаю, что домашние задания иногда должны быть индивидуальными. Одному – это, другому – то. Кроме того, есть творческие задания, а как их вместить в какую-то стандартную форму и проверить через автомат?!

— То, что вы говорите, касается только начальной школы или средней и старшей тоже?

— Это касается всей школы.

— Я к этому отношусь не совсем положительно, — говорит учитель истории и обществознания Кристина Александровна Жабинец. – В нашем предмете, обществознании, в отличие от истории, помимо каких-то фактов, есть их осмысление, толкование. Я, когда читаю работу ученика, понимаю, что он хочет сказать. Он может что-то не так сформулировать, но суть все равно пойму, потому что знаю его, пропускаю ответ через себя и понимаю, что имеет ввиду ребенок, как это совпадает с тем, как должно быть. А как это поймет автомат?!

Может, это предложение хорошо для точных наук, но для обществознания вряд ли. Там, где надо подумать, рассказать, дать свою оценку, что может сделать автомат?

— Между учителем и учеником должен быть живой диалог.

— Конечно. Это тонкий момент. Если это математика, то все понятно: два плюс два – четыре, третьего не дано. А у нас все-таки другое. Поэтому, скорее, у меня ответ «нет».

Мы поговорили и с директором Всеволожского центра образования Олегом Анатольевичем Петровым.

— Зачем придумали автоматическую проверку домашних заданий?

— Я предполагаю для того, чтобы снизить нагрузку на педагогов и дать возможность детям, скажем так, более свободно относиться к выполнению домашнего задания, реализовывать его в более интересной форме и проявлять свою ответственность при выполнении. Потому что контроль выполнения домашнего задания со стороны учителя практически невозможен. Ученик может списать и сказать, что сам это сделал.

— А не пропадет ли живой контакт между учителем и учеником?

— Урок-то никуда не денется! Если ребенок выполняет домашнее задание и говорит: «Поставьте мне пять», учитель всегда может потратить пять минут на его проверку, вызвать ученика к доске, где он может доказать или опровергнуть наличие знаний. Но, повторяюсь, уроки никуда не делись и внеурочная деятельность никуда не пропадает. Это один из способов облегчить проверку домашнего задания.

— Нам кажется, ребята будут не учить, а угадывать или списывать. Автомат поставит пять, а знаний не будет. Вы согласны с этим?

— Cогласен. Ответственность ребенка и родителя при изучении материала возрастает. Можно списать и не получить знания. Но, если не нужны знания, не получай их. Тот, кто хочет увильнуть, обмануть себя, родителей и учителя, тот и будет обманывать. Здесь учитель вырастает в такого полицейского, который должен бегать и ловить, сам человек делает или не сам. Да это и сейчас происходит…

— А задания по каким предметам будут проверять с помощью автомата? Можно ли что-то проверять с помощью автомата, а что-то – по-старому. И будет ли у нас выбор?

— Для меня эта тема новая, я знаю ее из средств массовой информации. Пока непонятно, как это будет реализовываться, нет никаких нормативных документов.

София                 Дарья           Елизавета 

Гржибовская    Денисова   Терентьева

close

О, привет 👋
Приятно познакомиться.

Подпишитесь, чтобы получать замечательный контент каждый день.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *