Санкции не меняют потребительских предпочтений подростков и молодежи
В руках одноклассника пол-литровая бутылка Pepsi. Я удивляюсь, а потом захожу в магазин «Верный» (он находится в Южном) и вижу такую же в разделе скидок. Покупаю за 50 рублей.
Coca-Cola тоже продается в наших магазинах. Недавно я отправился с родителями в гипермаркет «Лента» и увидел этот напиток на полке, один литр стоит около 120 рублей. Грех было не приобрести.
Нас покинули не только бренды сладких газированных напитков. Много говорилось об уходе из страны Apple. Все видели, что в торговых центрах закрывались re:Store (фирменные магазины), а на официальном яблочном сайте не продавались товары. Прошло немного времени, и они снова появились на сайте, их можно найти в торговых залах DNS, в салонах МегаФона, МТС и в других торговых точках.
Ушла шведская компания IKEA. Кто не помнит удобную мебель на свой вкус, мягкие игрушки и т.д.? Но и тут мы тоже горевали недолго. Несмотря на демонстративное хлопанье дверью, эти товары сейчас можно купить в интернет-магазинах.
Только ленивый не слышал об уходе спортивных брендов — аdidas, Nike, Reebok и Puma. Так вот, они продаются в «Спортмастере». Нет гарантии, что эти товары оригинальные, но они есть! Впрочем, я вообще не понимаю, зачем мне покупать фирменные кроссовки с таким ценником. Ради понтов, что ли?
…Приношу Pepsi и Coca-Cola в редакцию. Рассматриваю этикетку и узнаю, что «Пепси-Кола» из Узбекистана. А настоящую «Кока-Колу» уже несколько месяцев привозят к нам из Азербайджана.
Мы с ребятами открываем бутылки, вдыхаем полузабытый запах газа и понимаем, что нам не придется всю оставшуюся детскую жизнь пить заменители брендов, которых в 2022 году появилось великое множество (мои коллеги недавно их дегустировали).
Эти эрзац-бренды стали производить сами иностранные производители шипучих напитков. Их заводы находятся на территории России. Наши отечественные производители тоже кое-что придумали. Появился напиток «Классический», сделанный на основе натуральных продуктов, укрепил позиции «Байкал», но какого-то коренного сдвига в потреблении подростков не произошло.
Мы не перешли в едином патриотическом порыве на квас, чайный гриб и морс, который, кстати, удачно появился во «Вкусно — и точка». Просто не хватило времени. Не успели подростки ойкнуть, как к ним пришли лжебренды, а потом стали подтягиваться и настоящие напитки. Тут, как и с другими товарами, помогли поставки из бывших республик СССР. Какую-то продукцию братские народы производят сами, какую-то везут в Россию в рамках так называемого параллельного импорта.
Вполне возможно, что по некоторым позициям скоро не будет нужды прибегать к такому затейливому способу закупки и поставки. Аналитики прогнозируют возвращение «Кока-Колы» в Россию уже этим летом. В отличие, например, от автомобильного бренда Renault (Франция), который быстро начал продавать свои акции в АВТОВАЗе, Coca-Cola Company лишь приостановила производство в нашей стране. Ее заводы в России никто не продал, никуда не передал и не снес. Закрылся (похоже, для вида) лишь официальный сайт фирмы в РФ, и теперь информация есть только на coca-colacompany.com.
Вслед за «Кока-Колой» могут подтянутся и другие бренды, интересные моим ровесникам.
Все эти уходы и возвращения происходят не от большой любви к российским подросткам, которых чуть не лишили счастливого потребительского детства. Просто капиталисты умеют считать деньги, и им не хочется терять наш рынок в угоду геополитическим амбициям своих властей. Хотя в случае с «Кока-Колой» просматривается не только экономический интерес.
Недавно узнал, что российские доходы Coca-Cola в общей прибыли компании составляют около одного процента. Для янки важнее другое: наличие американского напитка в российских магазинах – это реклама США и возможность влиять на наше сознание и менталитет через управление потреблением. От этого Coca-Cola Company вряд ли откажется, тут уже не только ее забота.
Аналитики говорят, что российские заводы, вложившие во время санкций миллиарды рублей в производство сладких газированных напитков, потеряют деньги, если американский бренд вернется…
Смогут ли «Байкал» и квас потеснить на полках магазинов и в головах подростков «Кока-Колу» и «Пепси»? Пока есть варианты ответа на этот вопрос.
А что будет дальше?
Павел Ермошин