Заместитель директора Всеволожского центра образования Екатерина Петрова рассказала «Седьмой перемене» о семейном и домашнем обучении
— Екатерина Ивановна, в переполненной школе не радуются, когда кто-то уходит на семейное обучение?
— Конечно, мы не против (улыбается), но каждый ушедший имеет право вернуться в качестве экстерна для аттестации в любую школу, в том числе в нашу.
— А у школы нет ревности?
— Нет, у нас есть ответственность. Мы поддерживаем права детей. Если родители считают, что способны обеспечить образование дома, мы не против.
— Школа этих детей считает своими?
— Они приходят, мы им уделяем время. Эти ребята не чужие, вот они все стоят, — Екатерина Ивановна показывает папки.
— Сколько их всего?
— Сейчас проходит аттестацию 12 экстернов.
— Экстерном могут сдавать только те, кто на семейном обучении?
— Да.
— На семейном обучении больше ребят из младшей школы?
— Оно более предпочтительно для начального звена. Для других в меньшей степени, потому что выше ответственность, сложнее. В старшей школе на семейное обучение уходят дети, которые занимаются в секциях, часто уезжают, не могут постоянно посещать занятия. Любой родитель в любой момент имеет права забрать ребенка из школы. И точно также они могут вернуться.
— А каких больше?
— Семейное обучение только начинает развиваться. В основном, конечно, переходят на обучение вне образовательного учреждения вчерашние школьники, но есть несколько экстернов, которые ни разу не посещали уроки в составе класса. Например, сейчас у нас аттестуется за третий класс девочка, на уроках в классе ни разу не была.
— Какие мотивы перехода на семейное обучение?
— Кто-то считает, что таким образом дети ограждаются от, как им кажется, негативного влияния сверстников. Старшеклассники в основном переходят из-за дополнительного образования, чтобы освободить время, снизить учебную нагрузку. Кто-то считает, что образование в школе неполноценно и используют программы, которые не рекомендованы законодательством, например, «Русская классическая школа» и другие. А мы не можем этого делать, работаем только по программам, которые утверждены стандартом.
— Они учатся по одной программе, а аттестуются по другой. Как их соединить?
— Для этого есть консультации. Мы говорим, по какой программе будем аттестовать, по каким темам разрабатываются аттестационные материалы.
— Эти дети могут сдать экстерном темы сразу нескольких классов?
— Они могут пройти за один год несколько классов или сдавать один предмет за целый год, а другой, который сложно дается, разбить на части. Родители просят провести аттестацию в том объеме, который посчитают нужным в данный момент времени.
— То есть они могут и быстрее и дольше учиться.
— Да. Скорость и предметы они выбирают сами. Например, хорошо идет история, они могут потратить несколько месяцев, чтобы сдать ее сразу за год. А физику потом.
— А предметы они обязаны все пройти?
— Да, они должны сдать все обязательные предметы. И потом в 9 классе не должны пропустить момент и вовремя сдать документы на государственную аттестацию. Ответственность лежит на родителях. С этого года у нас официально проводится итоговое собеседование, должно быть заявление на него. Потом – на экзамены по выбору, чтобы получить отметки и аттестат.
— Как происходит социализация таких детей?
— Старшеклассники уже успели «хлебнуть» и мало чем отличаются. Они, может быть, более свободные в общении с учителями, у них меньше запретов, каких-то социальных правил, но в то же время держатся в рамках. По маленьким видно, что они другие, пугаются общения с учителем. Но если наших детей, которые учатся в школе, попросить сдать экзамен незнакомому учителю, наверное, тоже будет какой-то дискомфорт. А по поводу общей социализации, здесь уже дело родителей – подготовить психологически ребенка, чтобы воспринимал дальнейшую жизнь такой, как она есть, был готов встретить трудности.
— Школа может давать какие-то рекомендации?
— В наши обязанности это не входит. Мы можем сказать, готовы они по предметам или нет. Во многих предметах есть социальная составляющая, и если ребенок где-то социально не устроился, то это скажется на результатах по истории и обществознанию, например.
— Переходим к надомному обучению.
— Правильно — индивидуальное обучение на дому. Оно предоставляется детям, у которых есть определенные медицинские показания. Чтобы поучить справку, нужно обратиться в медицинское учреждение. Если при семейном обучении мы ребят не зачисляем, то здесь они учатся в школе, числятся в классе, с ними занимаются учителя. Эти ребята наши, мы несем ответственность не только за аттестацию, но и за саму учебу. Точно так же, как обычные дети, учатся в классе. Таким ученикам составляется индивидуальное расписание, учителя ходят домой, занимаются с детками, но количество часов сокращено. В начальной школе на класс предусмотрено 23 часа в неделю, здесь только восемь. В старших классах вместо 30 — 10 часов. Все предметы сжимаются.
— Но программа остается полной?
— Мы сокращаем количество, не сокращая качество. Все темы, которые проходят за период обучения, ребенок должен усвоить. Здесь больше самостоятельной работы, включается мобильное, электронное, дистанционное обучение. Что-то ребенок изучает самостоятельно. Он проходит дистанционные курсы, которые предлагаются «Мобильной электронной школой». Подключается тьютор, многие учителя многие тоже подключены к этой программе, свои уроки они берут оттуда.
— Много таких детей?
— Около 10. Есть ребята, имеющие медицинскую справку из года в год. Дети могут получить травму, им дается справка на два месяца, на месяц, в зависимости от состояния здоровья. Учителя ходят к такому ученику, а потом он возвращается в школу.
— А если у ребенка ограниченные возможности, но он хочет ходить в школу?
— Это право родителей. На домашнее обучение переходят только по заявлению. Если мы видим, что ребенку требуется какой-то другой образовательный маршрут, пока родители не согласятся на него, не напишут заявление, мы не можем его перевести.
— Дети у нас могут и на колясках ездить.
— Могут.
Алена Максимова