К поколению Альфа (Generation Alpha) относят тех, кто появился на свет с 2010 по 2025 год. Эти дети стали первыми, кто с рождения оказался в цифровом мире. Изучающие их психологи и социологи считают ребят новой генерации особенными, пишут издания «Вокруг света», Psychologies и «Фонтанка». При этом ученые видят в представителях поколения Альфа и отрицательные черты.
Поколение Альфа отличается тем, что смартфоны появляются у них в руках уже в семь лет, в том числе для использования в учебе: ведения электронного дневника и выполнения домашних заданий.
В мире медиа представители Альфы чувствуют себя уверенно, отмечают исследователи. Они с младых ногтей привыкают к постоянной смене форматов, каналов и воспринимают визуальный и текстовый контент фрагментами, вычленяя главное. Это помогает ребятам справляться с многозадачностью и ориентироваться в потоке информации.
Однако, пишут ученые, у погруженности в медиа есть и минусы. У детей могут возникать трудности при изучении новых тем, они воспринимают материал поверхностно. Ребята легко поддаются внешнему влиянию, они редко пишут от руки и с трудом запоминают большие объемы текста.
Дети поколение Альфа позже взрослеет, в меньшей степени берет ответственность за свое поведение и свою жизнь, часто проявляет эгоцентризм, пишут исследователи.
В то же время у ребят поколения Альфа в раннем возрасте появляются банковские карты. Отсюда, считают исследователи, у подростков появляется интерес к блогерству. Они видят, что их ровесники зарабатывают на создании контента, и осознают, что тоже способны на это. В итоге поколение Альфа проявляет большую финансовую самостоятельность.
В выборе одежды представители Альфы отдают предпочтение удобному, спортивному стилю, пишут исследователи. Они не прочь разнообразить его экстравагантными, фантазийными элементами. Для них внешний облик — это способ самовыражения и форма игры.
Представители поколения Альфа привыкли общаться с помощью мессенджеров и социальных сетей. Реальных контактов у ребят становится меньше, а вместе с этим сокращаются и способы проявления чувств, считают ученые.
Исследователи отмечают, что ребятам удобнее передать эмоцию с помощью эмодзи, стикером или символом. По их мнению, такие дети все реже используют мимику, жесты и развернутые фразы для описания своего состояния.
Представители поколения Альфа очень индивидуальны, считают исследователи. Они сами выбирают, какие видео смотреть, в какие игры играть. Ребята не боятся открыто высказывать свое мнение и быть собой.
Подростки адаптируют под себя популярные тренды, замечают ученые. Людей с обобщенным вкусом они могут с иронией называть «нормисами» (так на сленге обозначают тех, кто ничем не выделяется из толпы).
Ученые говорят, что постоянное использование цифровых устройств влияет на поведение ребят и восприятие мира. Чтобы общаться и выражать себя, им не нужно выходить из дома — граница между офлайн- и онлайн-жизнью становится все менее заметной.
При общении с детьми и подростками поколения Альфа обычные методы воспитания будут неэффективны, говорят психологи. В отношениях с ними важны диалог, признание их права на собственное мнение и уважение к личным границам.