ОБИЛИЕ ИНФОРМАЦИИ СНИЖАЕТ КРЕАТИВНОСТЬ СОВРЕМЕННЫХ ДЕТЕЙ?

Тема дня
Любознание
Иллюстрация: zelengarden.ru
Иллюстрация: zelengarden.ru
Член-корреспондент РАО, доктор биологических наук, профессор Татьяна Черниговская – о формировании мозга и мышления ребенка

Как разглядеть и развить способности ребенка? Как формируется его мозг и мышление? Не ведет ли обилие информации к снижению креативности у детей XXI века? На эти и другие вопросы отвечает член-корреспондент РАО, доктор биологических наук, профессор Татьяна Владимировна Черниговская в рамках проекта «ЛекторРАО» и инициативы «Наука побеждать» Десятилетия науки и технологий в Российской Федерации.


Татьяна Владимировна Черниговская

Человеческий мозг – это самое сложное из того, что мы знаем про Вселенную, говорит Татьяна Владимировна. В мозгу 86 миллиардов нейронов и квадриллион связей, которые образуются в ходе обучения. Мозг не умеет не учиться, его задача – делать то, что получено по наследству, и адаптироваться к окружающему миру. Он должен понять, что это за мир, как в нем жить, чтобы не натыкаться на стены и предметы в прямом и переносном смыслах.

Ребенка нужно любить

Если ребенку сказать: «Вот это стол», то вид этого стола отобразится в одном отделе мозга, а слово стол – в другом. Когда образ и слово соединятся – это значит, прошел процесс обучения. Гены – это сильная вещь. Моцартом и Эйнштейном можно только родиться, ими стать нельзя. Но можно ими не стать: можно родиться с хорошими генами и задатками, но жизнь пойдет неправильно – ребенок воспитывается не в той семье, обучается в школе, где учителя не разглядели его задатки.

Нередко родители уверены, что раз они родили детей, то уж они-то про них все знают, и дети являются их частью (как рука или нога). На самом деле это не так. Дети «прилетают» к нам «из неведомых пространств», говорит Татьяна Черниговская. И задача ответственных родителей и наставников – узнать, кто это.

Чтобы узнать ребенка, его нужно любить. Внимательно присматриваться к нему, наблюдать, что он любит, а что не любит. Это не значит, что ему нужно подыгрывать, как и полностью менять. Из застенчивого человека нельзя сделать того, кто полюбит бывать на сцене или общаться в больших компаниях. Нужно учитывать психофизиологический тип ребенка.

Воспитывать не гения, а счастливого человека

Из того, что малыш развивается медленнее других, не следует, что с ним что-то не так. Если родители тревожатся, нужно искать профессионала: ведь когда болят наши зубы, мы идем к стоматологу. Но при этом, отмечает Татьяна Черниговская, не стоит перебарщивать. С ребенком может быть все в порядке, просто скорость его развития отличается от остальных. Она у всех разная. К сожалению, не все учителя принимают такой факт во внимание, не все получили для этого достаточную подготовку.

Любой мозг работает с невероятной эффективностью благодаря массе параллельных процессов. Для организма мозг обходится недешево: у взрослого человека он потребляет примерно 25 процентов энергии тела. А мозг младенца потребляет 50 процентов всей энергии тела. То, как формируется нейронная сеть, зависит от окружения: где и как растет ребенок, насколько его правильно настраивают, как воспитывают, насколько родители разглядели в нем, например, не только то, что он медленный, но и то, что он напряженно думает в этот момент.

Иллюстрация: gas-kvas.com «Задача взрослых – не воспитать гения, а воспитать ребенка так, чтобы он был счастлив. Для этого необходимо постараться разглядеть, кто он такой, и помочь ему развиться. Не стоит загружать его всем подряд: теннисом, каллиграфией, пением. Однако если мы видим, что способный ребенок приносит часто двойки, то стоит задуматься над причиной»

Родителям должны быть важны не пятерки в дневнике, а чтобы ребенок использовал все свои возможности, которые ему даны генетически.

Задача взрослых – не воспитать гения, а воспитать ребенка так, чтобы он был счастлив. Для этого необходимо постараться разглядеть, кто он такой, и помочь ему развиться. Не стоит загружать его всем подряд: теннисом, каллиграфией, пением. Однако если мы видим, что способный ребенок приносит часто двойки, то стоит задуматься над причиной. Это свидетельствует о том, что с ним происходит что-то, что заставляет протестовать.

Родителям важно как можно быстрее разглядеть способности ребенка, которые даны ему генетически. Если не удается понять самим, стоит обратиться к специалисту. Например, если ребенку сложно научиться читать, то причиной может быть как плохое зрение, так и дислексия – избирательное нарушение способности к овладению навыками письма и чтения при сохранении общей способности к обучению.

Мы не можем ждать от формирующегося мозга ребенка простых вещей. Это сложно – сформировать нейронную сеть у растущего мозга.

Цифровая жизнь вызывает мозговую лень

На мозг влияет все, и цифровизация не исключение. Жизнь с гаджетами в руках с детства отличается другим структурированием мира. Мир загоняет нас в ситуацию, в которой мы по-другому его воспринимаем. Цифровая жизнь вызывает мозговую лень. То, что человек бы делал медленно, долго (учил формулы и таблицы), теперь не делается вообще – в кармане есть Алиса, Сири и другие помощники.

Пропадает мотивация учить стихи. Однако это важно делать для формирования нейронной сети. Чтобы быть разумным человеком с широким кругозором, понимающим музыку и искусство, который в состоянии жить в сложном социуме, его нейронную сеть нужно формировать, давая работу мозгу.

Если желудок можно прочистить от некачественной пищи, то для мозга такой возможности нет. Весь мусор там остается, даже если человек про него забыл. Из здорового мозга ничто не пропадает – там хранится все. Поэтому опасно читать плохие книги и слушать плохую музыку, общаться с никчемными бессмысленными людьми.

Важно найти ребенку правильную школу, детский сад, понимать, с кем он и где он. Это формирует его мозг и личность.

Ранее сетевое издание «Седьмая перемена. Поколение online» публиковало эксклюзивное интервью с Татьяной Владимировной Черниговской о воспитании одаренных детей.

close

О, привет 👋
Приятно познакомиться.

Подпишитесь, чтобы получать замечательный контент каждый день.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *