Учитель биологии и химии Всеволожского центра образования Анатолий Сергеевич Морозов рассказал, как успокаивает учеников, не повышая голоса
На уроках, которые ведет учитель биологии и химии Всеволожского центра образования Анатолий Сергеевич Морозов, очень тихо. При этом педагог не повышает голоса. Как ему это удается?
«Анатолий Сергеевич все очень подробно, понятно объясняет и не кричит, — рассказал ученик 5а класса Ян Владимирцев. – А за правильные ответы он иногда дает конфетку».
«У Анатолия Сергеевича свои методы работы с учениками, напишите о них», — предложила нам Анастасия Разумова из того же 5а.
— У нас с учениками есть две игры, — рассказывает Анатолий Сергеевич. — Первая — «Секундомер». Я сразу говорю: «Кричать не буду, стучать по столу не буду. Если начнется шум и гам, я достану свой секундомер. Он будет тикать и отсчитывать это время. И ровно на столько мы задержимся на перемене, если не успеем пройти тему».
Вторая игра называется «Злой Анатолий Сергеевич». Я говорю: «Ребята, если у нас на доске появится изображение злого меня, то на этом же уроке мы пишем самостоятельную работу по проверке усвоенных знаний».
Я начинаю на доске рисовать простую рожицу. За каждое замечание добавляю какой-то фрагмент — уши, глаза, рот. Обычно ребята шутят: «У вас другая прическа, другой нос и т.д.» Но идею они сразу понимают. Так вот, если я дорисовал рожицу за время урока, мы в конце занятия выполняем самостоятельную работу.
— А если это не помогает?
— Тогда я говорю: «Ну вот, пока я был добрым, хотел дать вам несколько вопросов. Раз вы до сих пор не поняли, их число будет расти». И потом мы считаем количество дополнительных вопросов – по одному прибывает за каждое нарушение дисциплины.
— А были ситуации, когда, несмотря на все ваши приемчики, ученики не слушались и приходилось повышать голос, стучать по столу?
— Конечно, это было, когда первый год работал в школе… А недавно я в шутку стукнул по столу. В кабинете химии по бокам столов стоят пластиковые перегородки. Крепления от них уже износились, и они легко вынимаются.
Веду как-то урок в шестом классе и вижу, что человек держит в руках перегородку, рассматривает ее. Я «рассердился» и стукнул кулаком по столу: «Положи на место! Из-за вас тут все ломается!» При ударе раздался сильный дребезжащий звук. И всем показалось, что стол действительно начинает ломаться. После этого на уроке стояла тишина.
— В классах бывают совсем отвязные ребята.
— Бывают. Одного такого ученика я угомонил необычным способом. У нас тогда с ребятами было правило: если определенные личности мешают, я забираю у них телефоны. Поэтому знал, как они выглядят. И вот этот ученик начал себя проявлять: на уроке не работает, шумит, мешает другим ребятам и учителя не слушает.
Тогда говорю ему: «В последний раз предупреждаю! Если не прекратишь, я твой телефон в окно выкину!» Но это не помогает. Он в ответ только усмехается, понимает, что учитель так не сделает. Этот парень и другие ученики не знали, что у меня с собой собственный телефон, который уже невозможно отремонтировать. И телефон этот точь-в точь такой, как у нарушителя дисциплины!
Я незаметно под столом поменял его телефон на свой и со словами: «Ну, надоел ты мне!» выкинул смартфон в окно. Эффект был потрясающим.
Ксения Феклистова