Не идти на поводу. Педагог рассказала, как родителям реагировать на манипуляции детей

Советы специалистов
Новости
Фото: top-fon.com.
Фото: top-fon.com.
Алла Николаевна Севрюкова

Старший преподаватель кафедры практической педагогики Воронежского государственного педагогического университета Алла Севрюкова на страницах ресурса Растимдетей.рф рассказала, что стоит за манипулятивным поведением детей разного возраста, как его предотвратить и как правильно реагировать.

Плач — манипуляция?

Любое неприятное для взрослого детское поведение зачастую расценивается как манипуляция. Порой к ней относят даже детский плач. Поэтому бытует мнение, что манипуляторов-малышей не нужно баловать, их надо наказывать. Однако это не так.

Манипулирует тот, кто притворяется для достижения желаемого. Таким людям приходится скрывать свои истинные эмоции, прогнозировать поведение других людей. Младенцы и дошколята на это не способны – ни физиологически, ни психологически.

Ребенок до cеми лет спонтанен, он отличается искренностью эмоций и эгоцентризмом, не умеет прятать чувства. Лобные доли коры головного мозга, которые ответственны за самоконтроль, у него еще не созрели. Эгоцентризм, нормальный для такого возраста, не позволяет малышу поставить себя на место другого и предугадать его поведение. Поэтому малыши — не манипуляторы.

Крик, истерики, отказ от общения, плач, капризы, агрессия, показная беспомощность, отказ от еды – все это ребенок делает не на назло, а  из необходимости удовлетворить свою потребность в чем-либо.

Не идти на поводу у ребенка

В раннем и дошкольном возрасте можно говорить лишь об условной манипуляции. Это может быть кризис негативизма или неудовлетворенные потребности малыша. Кризис негативизма характерен почти для всех детей. Поведение ребенка в такой период выглядит не совсем адекватно. Как правило, он не осознает, что с ним происходит.

В любом возрасте стремление удовлетворять собственные потребности естественно. У каждого ребенка есть схема: заплакал — получил. Однако это не является манипулированием в полном смысле слова. Не стоит идти на поводу у ребенка, создавая недопустимый пример.

Подростки провоцируют чувства

Подростки способны прогнозировать реакцию взрослых. В этом возрасте дети становятся искусными манипуляторами. Мозг перестраивается, формируется чувство взрослости, осознание своего «я». Ребенок занимает позицию «спиной к семье, лицом к социуму». По этим причинам его поведение кажется странным и пугает родителей.

Подростки формируют свою идентичность, проходит процесс отделения от родителей. Любые их манипуляции направлены на провокацию у взрослых чувств страха («Я брошу школу, уйду из дома, выпрыгну из окна…»); стыда («А вот когда я был маленьким, ты мне не купила то-то и то-то…»); вины («У Маши дорогой смартфон, а у меня такого нет»); гнева. Родителям тяжело находиться в таких состояниях, поэтому они стараются уступить подростку.

Не поддаваться на манипуляции

Неприятное детское поведение не обусловлено тем, что ребенок злой. Обычно это нужно воспринимать как сигнал о помощи, необходимости поддержки и внимания. Так что родителям нужно вести себя умнее и взрослее, не поддаваясь на провокацию.

Важно разобраться и понять, что именно нужно подростку в этот момент, о чем он сигнализирует, поддержать его. Если поддаться манипуляции, ситуация обострится.

Педагог предлагает следующий план действий

— Оценить ситуацию. Стоит прислушаться к своим чувствам, целям и чувствам ребенка, и подумать: происходит что-то принципиальное для взрослого или можно уступить ребенку.

— Контролировать эмоции. Соберитесь и постарайтесь спокойно реагировать, без лишней эмоциональности.

— Уверенная аргументация. Настойчиво и спокойно объясняйте свою позицию, не отступайте от своих решений.

— Игнорируйте манипуляцию – это непростая, но вполне выполнимая задача. Нужно не обращать внимания на ситуацию, чуть позднее вернуться к ней и обсудить.

— Переключите внимание (для маленького ребенка). Отвлеките малыша на что-то другое.

— Говорите о своих чувствах. Разъясните, что поведение ребенка вас расстраивает.

— Раскройте манипуляцию. Дайте понять, что вы знаете о настоящих мотивах поведения ребенка.

Как избежать нежелательного поведения

Любую неприятную ситуацию проще предотвратить, чем затем разрешить. Что может помочь избежать нежелательного поведения ребенка?

Такую роль могут выполнять запреты – неслучайные, понятные, справедливые, ненарушаемые и немногочисленные.

В ребенке необходимо формировать правильное отношение к себе и другим, адекватное самовосприятие (неправильно: «ты лучше всех», правильно: «для меня ты самый лучший»).

Стоит объяснять ребенку, что его желания не должны вредить другим людям.

Важно приучать что-то делать для других, избегать сравнений с другими детьми.

Стоит также приучать к мысли, что не все желания должны быть выполнены.

close

О, привет 👋
Приятно познакомиться.

Подпишитесь, чтобы получать замечательный контент каждый день.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *