Немного об искусстве неформального общения педагогов и школьников
Ученики любят и ценят учителей, которые не только серьезно рассказывают тему, но и могут пошутить, позволить классу немного посмеяться и даже побаловаться. От юмора и улыбок в школе становится веселей и светлей.
Шутки и разного рода прикольные «прихваты» помогают осваивать материал. Так было всегда. Взрослые, к которым я обратилась с просьбой рассказать что-то смешное, с удовольствием и с какими-то детскими улыбками вспоминали: «Пифагоровы штаны на все стороны равны»; «Биссектриса – это крыса, которая лазит по углам и делит угол пополам»; «Цыган сел на цыпочки и сказал цыпленку: «Цыц!» (о том, когда в корне слова после «ц» пишется «ы»).
Мы узнали, что в школе давно есть способы заучивания порядка слов с помощью мнемонических фраз (мнемоника – искусство запоминания). Для этого составляются предложения, в котором первые буквы каждого слова – те же самые, что в требуемой последовательности. Фразы звучат немного абсурдно и поэтому легко врезаются в память. Например: «Иван родил девчонку, велел тащить пеленку!» (для запоминания падежей – именительный, родительный и т.д.). А вот что стоит заучить о цветах радуги: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый).
Другие взрослые не забыли, как заучивали сложные географические названия. Например, чтобы запомнить столицу Эфиопии Аддис-Абебу, говорили: «Садись обедать».
Всегда интересно, как учителя реагируют на какие-то нарушения. Учеников можно по каждому поводу строжить, но порой лучше разрядить ситуацию улыбкой. «Ну что, опаздуны, заходите!» — говорит один из наших педагогов. А еще учителя рассказывают интересные истории из своей жизни. Это разряжает обстановку., педагога хочется слушать более внимательно. Мы не знаем, что говорил девчонкам из 7в учитель физкультуры Александр Юрьевич Колесников (их снимали для интервью, опубликованном в мартовском номере этого года), но смеялись все очень заразительно (смотрите главный снимок).
Иногда учителя, сами того не желая, выражаются очень смешно. Например, так: «А оценку тоже на двоих ставить?»; «Если не будешь знать математику, как сдачу в магазине посчитаешь?»; «Закрыли рты, открыли тетради!»
Бывает, педагоги учителя шутят не смешно. И Скорее всего, юмор не воспринимается школьниками из-за разницы в возрасте. Мало того, возникает даже обратный эффект, чаще всего тогда, когда педагоги шутят над детьми в сложных и слишком нервных ситуациях. Примерно так: «Урок закончен, к счастью для Иванова».
В При подготовке материала мы видели в Интернете статьи, в которых педагоги делятся своим юмористическим опытом и даже пытаются разложить его на составные части. Считаем, что этого делать не надо. Юмор тем и хорош, что спонтанен, идет от души. Если хотите, умение шутить – это искусство. А шутки по методике просто «не заходят», они шиты белыми нитками.
Кристина Мокроусова