Цифровое поколение может обойтись без литературы, но это будет неполная жизнь…
На очередное заседание дискуссионного клуба «Седьмой перемены» мы вынесли животрепещущую тему: «Цифровое поколение проживет без литературы?» В разговоре участвуют: заведующая библиотекой Всеволожского центра образования Ольг Хорисовна Савченко; наш гость из Санкт-Петербурга, член Союза писателей России, автор восьми книг Михаил Николаевич Араловец; ученики 11б класса Всеволожского центра образования Анастасия Алипова, Олеся Молчанова, Вера Низамова, Роман Новиков; ученик 10б класса Всеволожского центра образования, журналист «Седьмой перемены» Александр Дерягин; ученик 5а класса Всеволожского центра образования, журналист «Седьмой перемены» Артем Воропаев. Ведет дискуссию ученик 8а класса Всеволожского центра образования, журналист «Седьмой перемены» Матвей Дуров.
Ольга Савченко Артем Воропаев Олеся Молчанова Роман Новиков
Михаил Араловец Вера Низамова Анастасия Алипова Александр Дерягин
Фото: Вероника Петрова / «Седьмая перемена. Поколение online».
Ведущий: К сожалению, современные подростки мало читают. Это лишний раз подтвердила анкета «Седьмой перемены». Почему так происходит? Здесь, как у любого социокультурного явления, много причин. Сегодня мы коснемся только некоторых и, в частности, поговорим о влиянии современных технологий на поведение и привычки подростков. Культура чтения формируется с малых лет. Артем, как ты считаешь, почему дети стали меньше читать?
Артем Воропаев: Некоторые слова, которые есть в литературных произведениях прошлых лет, уже устарели. Мы их не понимаем. Начинаем узнавать значение в Интернете, и зависаем там. Другая причина – сюжеты и герои старых книг нам просто неинтересны.
Ольга Савченко: Мне очень жаль, что есть такие пятиклассники! По всей видимости, родители не читали им в детстве книги. Время было упущено. И, конечно, очень странно, что школьники проходят мимо библиотеки, мимо читающей школы.
Александр Дерягин: К сожалению, проблема касается не только пятиклассников. Я люблю литературу, но в моем окружении мало кто читает. Мне кажется, это связано со школьной программой. Ученикам задают то, что им читать не хочется.
Артем Воропаев: Не читают еще потому, что есть более интересные дела – поиграть во что-нибудь или погулять.
Михаил Араловец: Не читают не только дети, но и взрослые люди! Это проявление больших процессов. В XIX веке книги читали не так много. Россия была малограмотной, книги были у дворян, интеллигенции. Основная масса крестьян ни разу не держала их в руках. И сейчас такая же ситуация, только проявляется с другой стороны. Читательское пространство съедает цифровизация. Она превращает его в интерес небольшого количества людей, и школьники здесь не исключение.
Вера Низамова: Школьники тоже разные. Те ребята, о которых говорит Артем, мыслят, как компьютер, потому что не читают. Не погружаются в слог, а он у каждой книги разный. Чтобы обогатить свое мышление, привить себе новое мировоззрение, моральные ценности, нужно читать, смотреть даже на ошибки героев, чтобы не повторять их. Читать, чтобы понять, какие есть пороки и не ошибаться в своей жизни. А не просто гулять и играть, это никак не развивает. Так же и в речи. Если ты читаешь, ты разговариваешь как образованный человек. Ты видишь новое слово и думаешь: «Надо его запомнить!» Ты не знаешь его значение, берешь телефон, вводишь в поисковик и уже знаешь на одно слово больше!
Ольга Савченко: Артем, приходите с ребятами в библиотеку, мы поможем, подскажем!
Артем Воропаев: Тексты многих литературных произведений длинные и скучные, их трудно читать. Некоторые люди предлагают сократить книги.
Ольга Савченко: Как после прочтения краткого содержания можно написать сочинение или обогатить свою речь?!
Роман Новиков: Если человек будет читать книги в кратком изложении, он не сможет выполнить задание и получить высокие баллы. Лев Николаевич Толстой написал четыре тома романа-эпопеи «Война и мир», такой большой объем необходим, чтобы многогранно раскрыть суть войны, психологию того времени. В кратком изложении не передаются детали, которые присутствуют в полном тексте.
Олеся Молчанова: Человек, знакомый лишь с кратким содержанием, не только не поймет идеи произведения, но не напишет сочинение из-за скудости своего языка. Не читая книг, он не сможет понять, как авторы их написали, какие детали в окружающем мире уловили, каким словом выразили, и как мысль обрела форму. Не имея такого опыта, ученик никогда не сможет сделать ничего подобного. Даже если попробует, его попытки будут крайне убогими.
Михаил Араловец: У меня складывается ощущение, что читать надо только ради того, чтобы сдать экзамен, а не потому, что это интересно, что книга тебя увлекает, и ты в это время растешь, познаешь какие-то правильные истины, становишься лучше, духовно богаче. Или я ошибаюсь?
Вера Низамова: Вы ошибаетесь!
Михаил Араловец: Я рад, что это так.
Олеся Молчанова: Мы отвечали на конкретный вопрос, а так бы сказали о том, что вы имеете ввиду. О какой старине может идти речь?! Разве не интересно узнать, какие раньше были люди, общество?! Разве не интересно читать Вальтера Скотта, рыцарские романы? История в целом и, особенно, отраженная в художественном произведении – это тема, в которую нельзя углубляться, если тебя заставляют. И это тема, в которую нужно углубляться, если ты попробуешь самостоятельно. Я говорю как человек, который проверил это на личном опыте. В нашей истории можно найти сюжеты, которые не встретишь ни в одном сериале.
Ведущий: Действительно, есть люди, которые довольствуются кратким содержанием, в котором нет души автора. Получается, общество может существовать без той части душевного опыта, которую ей передает литература?! Не отойдут ли книги в забвение? Зачем читать, взращивать в себе хорошего человека, на работу же принимают не по этим качествам?! Помните расхожее выражение: «Хороший человек – это не профессия»?
Вера Низамова: Читая, мы сопереживаем вместе с героем, и в это время меняемся. А тем, кто предпочитает краткое содержание, этого не надо. Им не нужно меняться, совершенствоваться, узнавать что-то новое. Люди современного общества становятся безнравственными, у них вообще нет никаких понятий. Они не знают ни истории, ни писателей, а ведь это важная составляющая духовной жизни твоей страны. Важно знать писателей. Если ты не читаешь, ты какой-то… Я даже не могу подобрать слово!
(Всеобщее оживление, слышатся слова «гад», «мерзавец».)
Александр Дерягин: Переживания героя, его состояние души в кратком содержании опускаются. И, естественно, мы не можем в полной мере их ощутить, понять. У нас создается неполный и даже ложный образ героя.
Ведущий: Могут ли аспекты, важные для книг минувшего времени, появиться у современных авторов? И при этом их произведения по содержанию, сеттингу и подаче будут ближе молодежи? Может ли современная книга сыграть для ее развития такую же роль, как старая, и даже заменить ее?
Олеся Молчанова: Есть всем известный герой нашего времени Печорин. На самом деле этой герой позапрошлого века. Какую альтернативу ему может предложить современная литература? Есть ли примеры современных книг? Пожалуй, десяток кто-нибудь назовет, но больше в наш век постмодернизма человек не припомнит. Потому что, к величайшему сожалению, мало достойных авторов и в нашем отечестве, и за рубежом. Я сомневаюсь, что имеющиеся примеры могут соперничать с классической литературой. Утверждение о современности и актуальности в лучшем случае противоречиво, в худшем ложно. Все зависит не от временных рамок, но от их формы, у нас же искусство делится на форму и содержание.
Александр Дерягин: «Преступление и наказание» многие школьники считают депрессивной историей. В подростковом возрасте люди радуются жизни, и тут им предлагают Достоевского, и они вынуждены погружаться в серую, скучную жизнь…
Олеся Молчанова: Насчет депрессивности. Я когда-то встретила интересную фразу: «Искусство должно волновать спокойствие и успокаивать волнения». Мне кажется, она вполне отражает сущность якобы депрессивности, о которой идет речь. Неважно, какую книгу ты берешь, все равно она так или иначе привьет любовь к жизни, успокоит волнение в душе и при этом взволнует спокойствие, пробудит некую мысль и, возможно, наведет не размышления человека, который никогда раньше не задумывался. В том же «Преступлении и наказании» бесконечные просторы для любой философской дискуссии. Взять хотя бы теорию Раскольникова! Сколько споров только насчет нее! Это значимая, но всего лишь часть романа. Такие сильные, серьезные произведения необходимо читать, чтобы задуматься, вызвать волнения в спокойной душе. И наоборот – успокоить волнение, как это было у меня. Я – человек, часто задающий вопросы, и если мне в руки попадает книга, я могу найти там ответ.
Анастасия Алипова: В первую очередь книга дает нам опыт и определенные эмоции. Когда мы читаем, видим какие-то события, можем проследить личностное развитие персонажа, главного героя, подметить детали. И самое важное – чтение помогает понять, что все познается в сравнении. Мы видим героя, которому по сравнению с нами гораздо труднее, но он не сдается, ищет выход и находит его. И мы, глядя на него, говорим: «Да, я смогу справиться со своей проблемой». Книга – это в первую очередь опыт, знания, которые мы открываем для себя, а не кто-то ищет для нас. Поэтому заставить читать книгу невозможно.
Ведущий: Дает ли нам современная суровая действительность возможность оставаться людьми, чувствовать и сопереживать?! Не устаревает ли все это в бурном развитии цивилизации?!
Роман Новиков: Конечно, не устарело! Почему произведения Антона Павловича Чехова, Льва Николаевича Толстого и даже Шолохова стали той самой незыблемой классикой, которую включают в школьную программу? Потому что писатели призывали читателей к умению сострадать. Читая фрагменты текстов, в которых описываются переживания героев, человек в большей или меньшей степени проникается, переносит на себя моменты жизни или впечатления героев. И вечные темы, например, любви, предательства никогда не устареют, поскольку они актуальны и в наше время, потому и называются вечными.
Олеся Молчанова: Может ли общество существовать без книг?! Может, но разве такое существование назовешь жизнью?! В каком обществе хотелось бы жить современному подростку? В обществе порядочных, хороших людей, которые способны сопереживать, способны протянуть руку помощи?! Или в обществе, где полный текст заменяют кратким содержанием, полную дружбу — картонкой с надписью «Мы друзья» и прочим?! То ли это будущее, которого желаем мы с вами?! Я думаю, что нет!
Анастасия Алипова: Не только наше поколение, а вообще все люди сейчас больше ориентированы на развлекательную литературу. И современные писатели пишут более простым языком. Именно поэтому нам нужна классическая литература. Она помогает узнавать новые слова, понимать историю, расти. Никакой человек не сможет развиваться без умственного напряжения. Поэтому классика всегда оставалась, остается и останется актуальной.
Ведущий: Литературных произведений очень много и их становится все больше и больше. И человек может легко потеряться в этом многообразии. Какова тут роль общества, родителей? Помогают ли они подростку определиться с выбором новой книги или это должна делать школа, библиотека?
Ольга Савченко: В нашей школе проходят целые декады Недели школьной библиотеки, Детской книги, Летних чтений – акции, литературные путешествия, конкурсы и викторины, экскурсии в библиотеки Санкт-Петербурга. В этом году 8а, 8б и 8е классы съездили в Президентскую библиотеку им. Б. Ельцина, 5а побывал на экскурсии в Ленинградской областной детской библиотеке и поучаствовал в квесте «Повелители слов». Подготовкой наших мероприятий занимаются ребята из кружков «В мире книг» и «Кукольный театр «Сюрприз». Регулярно мы выкладываем новости в газету «Седьмая перемена», на сайт МОУ «Всеволожский ЦО», в сообщество «В мире книг» во ВКонтакте, где также размещаем информацию о писателях-юбилярах, аудио- и видео книги, экранизации произведений.
Михаил Араловец: Практически по всем классическим романам созданы фильмы. К продюсерам приходят сотни, тысячи заявок, но они отдают предпочтение книгам, которые уже доказали свою состоятельность. Поэтому надо смотреть хорошие фильмы, и когда видеоряд заинтересует человека, он обратится уже к книге, к источнику.
Ольга Савченко: Любовь к чтению зарождается в раннем возрасте. Это, конечно же, обязательное чтение перед сном. Читать книги должны и родители — это хороший пример для ребенка.
Михаил Араловец: Родители покупают книжки с картинками, раскрасками, с короткими стихами. Если этого не продолжать, то, конечно, интерес ребенка к литературе потеряется. Хотя в последнее время детская литература тоже бывает разной.
Ведущий: Тогда последний вопрос к Артему. Поменял ли ты свою точку зрения после нашего разговора?
Артем Воропаев: Частично да. Думаю, я буду больше внимания уделять книгам.
Ведущий: Думаю, сказанное сегодня поможет людям изменить свое мнение о книгах, приобщиться к ним, влюбиться в них. Я уверен: после того, как отчет о дискуссии будет опубликован, многие люди захотят прийти в библиотеку или самостоятельно найдут книгу и начнут ее читать. Спасибо большое всем за участие!
(Аплодисменты.)
Матвей Дуров
One thought on “МЫ РАСТЕМ, ПОКА ЧИТАЕМ”
Очень давно, 20 лет назад меня пригласили в экспериментальный детский сад. Дети не слышали взрослых, конфликтовали. Оказалось, всем НЕПОСЛУШНЫМ родители не читали книги, сказки. Дети увлекались компьютерными играми.