МЕТАНАВЫКИ ЧЕЛОВЕКА XXI ВЕКА: КРЕАТИВНОСТЬ

Тема дня
Образование
Фото: goodfon.ru
Фото: goodfon.ru
Корреспонденты «Седьмой перемены» беседуют с членом Союза русских художников, учителем технологии и ИЗО Елене Губиной

«Седьмая перемена» продолжает цикл публикаций о метанавыках человека XXI века. Мы уже рассказывали о функциональной и цифровой грамотности, эмоциональном интеллекте. Сегодня речь о креативности. 

Елена Витальевна Губина

— Елена Витальевна, слово «креативность» сейчас употребляют на каждом шагу. А что это такое?

— Этот термин ввел известный психолог Джой Пол Гилфорд, исследовавший творческие способности людей. Под этим словом он объединил личные качества, необходимые для разработки новых, оригинальных идей или продуктов.

Многие считают, что креативность сродни творчеству, говорят, что она присуща художникам, писателям, музыкантам и т.д. Творчество – это создание предметов искусства, а креативность – поиск новых идей в самых разных сферах деятельности, нестандартные, порой необычные подходы и решения в сложных ситуациях. Когда человек отодвигает шаблоны и пытается придумать способы решения той или иной проблемы. Это качество, без которого нет прогресса.

— Приведите пример креативности.

— Допустим, мы дизайнеры, и нам нужно создать сумку. Мы хотим, чтобы приятная на ощупь, чтобы максимальное количество человек обратили на нее внимание. Мы сразу начинаем думать, кому нужна эта сумка. Если для девочек, то скажите, пожалуйста, что для вас важно?

— Чтобы сумка была вместительная, внешне симпатичная.  

— Симпатичная – это очень обтекаемое слово. Надо конкретнее! Например, я хочу, чтобы моя сумка напоминала зебру (очень люблю этих животных). Поэтому разрабатываю такую ткань. Во-первых, экологичную, чтобы она не пылилась, не пачкалась. И в то же время, если попаду под дождик, полоски зебры отведут от меня воду. Это неожиданно, креативно.

Как вы обычно поздравляете учителей?

— Дарим подарки, на доске пишем хорошие слова, всем классом поздравляем.        

— В принципе, идете обычным путем. Несколько лет назад мы с восьмиклассниками выпилили из фанеры дерево, на котором разместили тоже сделанных из дерева и раскрашенных ангелов. У каждого был свой и предмет в руках. Ангел с глобусом – это география, на обороте было подписано: «Дорогая Светлана Владимировна, вы – наш ангел географии!»  Другой ангел держал в руках циркуль, и учитель прочитала: «Дорогая Оксана Александровна, вы — наш ангел математики!» Коллегам очень понравились эти ангелы, они были на шнурочках, их можно было как брелок повесить на сумочку, просто домой принести и куда-то прицепить, чтобы висели и напоминали об учениках.

— Креативность влияет на интерес к жизни?

— Конечно! Если подростку хочется «сидеть в телефоне» и погружаться в игры, где раздеваются и убивают, какой у него будет интерес к жизни?! А если он хочет что-то придумать, должен посмотреть на мир широко открытыми глазами, начать изучать, как поют птицы, какого они вида, как цветет растение (кстати, у нас в Южном есть совершенно уникальные поляны). Если он будет этим интересоваться, у него в голове появятся образы, и человек будет думать, как их использовать, что придумать для воплощения их в жизнь.

— Помогает ли ваша креативность сделать уроки более интересными?

— Я не могу сказать, что я суперкреативный человек! (Смеется.)  Тем не менее, старюсь, чтобы ребятам было интересно, хотя наша учебная программа не дает слишком сильно развиваться креативности.

Недавно я была на курсах учителей изобразительного искусства и черчения. В черчении в каких-то моментах, в конструировании и создании чего-то нового, креативность нужна, в где-то четкие правила — ни вправо, ни влево отступить нельзя.

Составляющие творческого мышления:
— гибкость
— оригинальность
— беглость
— чувствительность
— способность к разработке гипотез

— То есть креативить можно не везде.      

— Да, креативность неуместна в уже созданных вещах, где нужна только точность и следование правилам. Если ты «из любви к искусству» захочешь что-то изменить, обязательно что-то нарушишь.

На курсах я поняла, что очень многие вещи в нашей программе по ИЗО не способствуют развитию креативности. Ты даешь задание – нужно решить ту или иную проблему, и я сталкиваюсь с тем, что ребята, к сожалению, подвержены стереотипам. А еще лучше, чтобы был какой-то пример, и они, развивая вот эту чужую идею, что-то пытались создавать.

Когда ребятам на уроках ИЗО даешь какую-то свободную тему, они просят разрешить использовать телефон, открыть Интернет и взять картинку из какой-нибудь игры. При этом в голове ученика никаких образов не возникает, потому что нет тренировки, нет задачи на развитие. И теперь я буду предлагать ученикам проявить на уроке творческий подход, фантазию – это части креативности.

— А как вы будете это делать?

— Есть очень простые задания, которые развивают креативность. Если их выполнять регулярно, по 5-10 минут в день, как рекомендуют психологи, ты заметишь результат. Есть задание «Креативный архитектор», я хочу попробовать применить его на уроке. Каждый человек должен написать первые 10 слов, которые пришли на ум, желательно не связанных между собой. А потом ему предлагается представьте, что он архитектор, и надо построить дом, в котором эти слова по заданию заказчика – часть здания, он обязательно должен вписать их в проект.

Можно взять такой простой предмет, как ручка, и начать придумывать, как ее еще можно использовать. Как вы думаете, что еще можно делать ручкой?

— Дирижировать!

— Хорошо! Девочкам на ручку можно накручивать локоны, прокалывать отверстия в бумаге, если нет дырокола и т.д. Когда мы начинаем что-то делать с простыми предметами, думать, на что они могут быть похожи (ручка или стол в виде другого предмета и т.д.), это очень развивает креативный подход.

Есть боле простые задания. Мы рисуем круг и пишем, с чем он у нас ассоциируется.

— С солнцем, колесом.

— Замечательно! А еще с колечками, ромашками и т.д. Вот такие задания я буду плавно включать в программу. Когда все это применяешь, дети сразу же начинают мыслить по-другому. И тогда будут у нас будут проекты не только о наркомании и алкоголизме, а о том, как улучшить нашу жизнь в Южном, как улучшить школу. Можно посмотреть, в каком проекте поучаствовать, чтобы получить грант на создание каких-то площадок, пространств, которых у нас не хватает.

— У людей разные способности. Одни склонны к креативности, другие нет. Чтобы соответствовать времени все должны стать креативными?

— В природе изначально не существует креативных и не креативных людей. Креативность можно и нужно развивать.

— То есть креативность можно сформировать как навык?

— Да. Креативность — это умение принимать необычные решения. И когда человек все время это делает, у него креативные способности развиваются как навык. То есть не один раз надо что-то сделать, а постоянно решать какие-то несложные задачи.

Можно придумать какое-то утверждение и провести дебаты. Один что-то утверждает, а другой говорит, что этого не может быть. Пробуждая таким образом фантазию, вы будете развивать креативные качества.

— Если резюмировать, для чего нужна креативность?

—  Для того, чтобы развивалась, становилась интереснее наша жизнь, развивались новые технологии. Если мы не будем этого делать, все остановится, пойдет обратная реакция, деградация. Главное – привыкнуть, что надо стараться мыслить нестандартно даже при выполнении простых заданий. И тогда появится навык креативности появится.

— У нас все. Вы хотите что-то добавить?

— Человеческий мозг круче, чем компьютер, но мы не используем даже тысячные доли его возможностей. Если мы не будем развивать мыслительные процессы, свою креативность, то остановимся на месте…

Кристина                   Маргарита  

Куприянова               Напалкова

close

О, привет 👋
Приятно познакомиться.

Подпишитесь, чтобы получать замечательный контент каждый день.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *