Функциональная грамотность
Разобраться в ее тонкостях нам помогает заместитель директора Всеволожского центра образования, кандидат педагогических наук Александра Новикова
— Александра Геннадьевна, что такое функциональная грамотность?
— Это понятие появилось в 1957 году. Тогда предполагалось, что функционально грамотный человек может читать, писать, говорить, чтобы удовлетворять свои обыкновенные потребности. Но со временем это понятие изменилось.
Мир развивается и требования к человеку, который выходит из школы, возрастают. Сейчас необходимо не только высокое качество знаний, но и умение воспользоваться ими в жизни.
— Вы может пояснить это на примере?
— Конечно. В прошлом году вы получили банковские карточки, по которым можете питаться в школьной столовой. Родители перечисляют на них деньги и видят, как вы их тратите — на горячий завтрак или покупки в буфете. У меня вопрос: это нововведение в дальнейшем поможет?
— Думаем, да.
— Это поможет вам вести семейный бюджет. Знать, сколько денег на карте, как их распределить. Это подготовка к жизни. А вы знаете, что нужно делать при потере своей карты?
— Надо знать номер карты, ее пин-код.
— Надо сразу позвонить в банк и попросить заблокировать карту. Потом написать заявление и получить новую.
В 10 и 11 классах введен новый предмет – финансовая грамотность, там на уроках тоже решаются различные практические вопросы. А на ЕГЭ по математике есть экономические задачи, связанные с кредитами, налоговой системой.
— То есть это не просто цифры.
— А цифры, привязанные к ситуации! Но здесь все не так прямолинейно, как может показаться. У нас в образовании был период во время перестройки, когда все стали сводить к утилитарным знаниям, которые осваивают за границей.
— Это важный водораздел.
— Да, мы тоже какое-то время отодвигали на второй план фундаментальные знания. А сейчас у нас все вернулось на круги своя, должна быть наука, термины, понятия.
— То есть функциональная грамотность – это не утилитарные знания.
— Нет.
— А что тогда?
— Как мы уже отметили, тут есть утилитарные момент – знания должны помогать человеку в жизни. И мы в школе, когда готовим выпускников к ОГЭ или к ЕГЭ, учим их и, если угодно, натаскиваем на определенный тип задач. А в жизни так не бывает! Там все намного шире и сложнее. Там однолинейный подход не работает. И вот здесь и надо использовать метапредметные знания, или межпредметные.
Я, учитель биологии, буду несостоятельна, если не буду знать физику и химию, потому что наука идет вперед, сейчас развиваются биофизика, биохимия, космическая биология. Изучаются все химические и физиологические процессы, которые проходят в организме.
И знания, которые проверяет Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся (PISA), интегрированы. Оцениваются не только понимание биологии, географии, физики или химии. Задания позволяют проверить знания по сразу по всем естественным наукам. В 2024 году в системе школьного образования Ленинградской области будет проверяться функциональная грамотность.
Пометка полях:
Функциональная грамотность – это не утилитарные знания и какие-то механические заученные навыки: взял вот это, положил сюда, получилось вот это. Это САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ОСМЫСЛЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ, когда у человека есть знания по разным предметам, и для решения каких-то проблем на работе, в быту (где угодно) он должен их использовать и как-то интегрировать, превращать в новые умения. Чтобы не просто знать, но и уметь.
— С какого класса учат функциональной грамотности?
— C первого. В любом предмете есть такие задания — в окружающем мире, русском языке, математике. Уже в началке есть финансовая грамотность. Вот у тебя столько-то денежек, что ты можешь на них купить? Ребят учат самым элементарным бытовым вещам.
— А как вообще можно научить функциональной грамотности?
— Это очень сложно. Не все ученики могут сразу понять суть задачи. Во-первых, нужно научиться читать. Не просто технику освоить, а читать осмысленно, осознанно. Уметь разбираться в задачке, выделять главную мысль, логично излагать материал. Научиться этому можно через уроки, неформальное общение, через Интернет. Источников информации много, надо знать и уметь находить правильные. Хорошо, если у вас все время будут возникать какие-то вопросы. А как это? А что это? И вы будете задавать их на уроке, родителям, друг другу. Это будет двигать вас дальше и, наверное, тогда и научитесь функциональной грамотности.
Я проводила тестирование среди шестого класса. И спрашивала: можно ли сжигать осенью листья? Нельзя. А вы знаете почему?
— Потому что дым влияет на окружающую среду.
— Только из-за дыма? Нет. Главное в другом — при сжигании листьев погибнут все бактерии, жучки, червячки и личинки, благодаря которым происходит образование почвы, они все перерабатывают и образуется плодородный слой.
— Надо ли в школе моделировать ситуации, чтобы дети, оказавшись внутри них, решали какую-то проблему? Стоит ли, условно говоря, закрывать учеников в темной комнате, чтобы они придумывали, как оттуда выбраться?
— Подобные эксперименты проводились на Западе. Известно исследование, которое летом 1971 года проводилось под руководством американского психолога Филипа Зимбардо. Группу хороших американских студентов поместили в тюрьму, и уже через шесть дней они начинали вести себя так же, как уголовники. Если ситуацию создать искусственно, можно все что угодно, главное, чтобы результат был правильным. Только через практику, через преодоление трудностей происходит развитие.
— Школьники иногда не понимают, зачем нужна проектная деятельность.
— Она предполагает моделирование какой-то проблемы и решение ее с использованием знаний по разным предметам. Функциональной грамотности можно научить через решение нестандартных задач, опираясь на ситуации из жизни. Но нельзя опираться только на опыт детей, так мы можем уйти от фундаментальной науки.
— То есть учитель не просто обращается к опыту детей, а помогает им правильно сориентироваться в ситуации, в проблеме и правильно что-то сделать.
— Да. Чем отличается умный человек от мудрого? Умный человек может найти выход из ситуации, опираясь на свои знания. А мудрый не допустит этой проблемной ситуации. То есть у него не только знания, но и жизненный опыт. У него не только тактическое, но и стратегическое мышление.
— Значит ли все сказанное, что каждое знание, которое мы получаем в школе, непременно надо направлять в практическое русло?
— Тут нельзя говорить «нет».
— И «да» тоже не скажешь.
— Да. Вы столкнетесь в жизни с разными ситуациями. И неизвестно, когда там пригодятся знания чисто по биологии, химии или физике.
Есть хорошее выражение: пустая голова не мыслит. Если в ней не будет никаких знаний, не появится никаких связей, если опираться на физиологию работы мозга. А вот другое высказывание: много знаний уму не учат.
Да, первоначально вы решаете проблемы, с которыми сталкиваетесь, которые вас окружают в школе, в быту, в общении, на уроках. Потом начинаете учиться дальше, работать. Человек начинает самостоятельно готовить, стирать, закупать продукты, вести свой бюджет. Затем семья появляется, совсем другие заботы. Не все становятся учеными, но стремиться к этому нужно. Нельзя останавливаться и все время бегать с палкой-копалкой.
— Какой функциональной грамотностью должен обладать выпускник школы?
— Она складывается из шести частей. Это читательская, математическая, естественно-научная, финансовая грамотность, а также критическое мышление и глобальные компетенции.
— А что такое глобальные компетенции?
— У человека должны быть не только знания и умения, но и отношение к этому, то есть наши ценности, нравственность. Мы знаем, что такое хорошо и что такое плохо. Можем оценить собственные поступки или другого человека.
Маргарита Анастасия
Напалкова Cмыслова
Цифровая грамотность
На вопросы «Седьмой перемены» отвечает учитель информатики и математики Всеволожского центра образования Оксана Бенера
— Оксана Александровна, что такое цифровая грамотность?
— Термин «цифровая грамотность» в последнее время у всех на слуху, но большинство людей все же не понимают, что это такое и путают его со схожим понятием – компьютерная грамотность.
Цифровая и компьютерная грамотность – два разных понятия, в основе того и другого лежит свободное владение компьютером, но не это является главным.
Под компьютерной грамотностью понимаются умения и навыки работы на компьютере, управление файлами и папками, понимание основ информатики, минимальные знания базовых офисных программ. А цифровая грамотность определяется набором знаний и умений, которые необходимы для безопасного и эффективного использования цифровых технологий и ресурсов Интернета.
— Должен ли обычный пользователь знать все тонкости работы искусственного интеллекта (ИИ), нейросетей и т.д.?
— Все тонкости работы искусственного интеллекта простому пользователю ПК знать, конечно, не надо, но необходимо иметь общее представление об ИИ, понимать, зачем он нужен и сферы его применения.
К примеру, если мы попросим непрофессионала, человека, имеющего лишь поверхностное представление о технологиях, объяснить, что такое искусственный интеллект, он, безусловно, свяжет это с роботами. Это в корне неверно. Поэтому считаю, что минимальным набором знаний в этой области должен обладать любой человек.
— Что должен знать и уметь пользователь компьютера?
— На мой взгляд, современный человек должен уметь выполнять на компьютере следующие действия: искать информацию в Интернете; использовать электронную почту; уметь работать с офисными программами; владеть навыками работы в браузере; синхронизировать данные и передавать файлы между разными устройствами. Но самое главное — базовые правила личной информационной безопасности.
— Сейчас в Интернете много мошеннических сайтов для скачивания файлов, в которые внедрены вирусы. Как обезопасить себя?
— Правила здесь простые:
1. Используйте надежное интернет-соединение. Не рекомендую подключаться к публичным сетям Wi-Fi.
2. Используйте надежные пароли: длинный (минимум 12 символов) и сложный пароль (содержит заглавные и строчные буквы, а также специальные символы и цифры).
3. Обновляйте программное обеспечение и операционную систему на своем компьютере.
4. Убедитесь в надежности используемых сайтов. При переходе на неизвестный ресурс проверьте, защищен ли он SSL-сертификатом. Адреса таких сайтов начинаются с https вместо http (буква s означает «безопасный»), а в адресной строке отображается значок замка.
5. Следите, по каким ссылкам вы переходите. Одно неосторожное действие – и ваши личные данные попали к злоумышленникам или устройство было заражено вредоносной программой.
6. Будьте осторожны с загрузками. Загружайте контент только из надежных или официальных источников. Регулярно проверяйте папки загрузки и немедленно удаляйте неизвестные файлы – они могли попасть на ваше устройство в результате скрытой загрузки.
7. Используйте хороший антивирус и регулярно обновляйте его.
— Какими базовыми знаниями и умениями нужно обладать, чтобы не попасться на уловки мошенников?
— Лучший способ защитить себя от мошенников – это образованность и бдительность. Будьте критическими к информации, которую получаете, не стесняйтесь задавать вопросы и искать дополнительную информацию. Если у вас возникли подозрения, лучше ее перепроверить, обратившись к официальным источникам.
— Предусмотрено ли в школьной программе изучение основ цифровой безопасности?
— Да, эта тема всегда была в рамках школьного курса информатики, там она, скорее всего, и останется. Но отмечу, что в школьном курсе этой теме уделено недостаточно внимания. Хотелось бы, чтобы, помимо уроков информатики, ей уделяли внимания на классных часах.
— Помогают ли компьютерные игры развивать цифровую грамотность?
— Компьютерные игры полезны или как минимум не вредны для умственного и эмоционального развития детей. Они способствуют развитию логического мышления, интеллекта, памяти, внимания и, как следствие, — развитию цифровой грамотности.
НО, как в случае со многими другими увлечениями, НУЖНО ЗНАТЬ МЕРУ. Иначе придется столкнуться с негативными последствиями: нарушением режима дня, снижением качества учебы, ухудшением навыков общения и устной речи, бессонницей, а также с агрессивностью, конфликтностью и раздражительностью.
Платон Баркарь
Креативность
Корреспонденты «Седьмой перемены» беседуют с членом Союза русских художников, учителем технологии и ИЗО Еленой Губиной
— Елена Витальевна, слово «креативность» сейчас употребляют на каждом шагу. А что это такое?
— Этот термин ввел известный психолог Джой Пол Гилфорд, исследовавший творческие способности людей. Под этим словом он объединил личные качества, необходимые для разработки новых, оригинальных идей или продуктов.
Многие считают, что креативность сродни творчеству, говорят, что она присуща художникам, писателям, музыкантам и т.д. Творчество – это создание предметов искусства, а креативность – поиск новых идей в самых разных сферах деятельности, нестандартные, порой необычные подходы и решения в сложных ситуациях. Когда человек отодвигает шаблоны и пытается придумать способы решения той или иной проблемы. Это качество, без которого нет прогресса.
— Приведите пример креативности.
— Допустим, мы дизайнеры, и нам нужно создать сумку. Мы хотим, чтобы приятная на ощупь, чтобы максимальное количество человек обратили на нее внимание. Мы сразу начинаем думать, кому нужна эта сумка. Если для девочек, то скажите, пожалуйста, что для вас важно?
— Чтобы сумка была вместительная, внешне симпатичная.
— Симпатичная – это очень обтекаемое слово. Надо конкретнее! Например, я хочу, чтобы моя сумка напоминала зебру (очень люблю этих животных). Поэтому разрабатываю такую ткань. Во-первых, экологичную, чтобы она не пылилась, не пачкалась. И в то же время, если попаду под дождик, полоски зебры отведут от меня воду. Это неожиданно, креативно.
Как вы обычно поздравляете учителей?
— Дарим подарки, на доске пишем хорошие слова, всем классом поздравляем.
— В принципе, идете обычным путем. Несколько лет назад мы с восьмиклассниками выпилили из фанеры дерево, на котором разместили тоже сделанных из дерева и раскрашенных ангелов. У каждого был свой и предмет в руках. Ангел с глобусом – это география, на обороте было подписано: «Дорогая Светлана Владимировна, вы – наш ангел географии!» Другой ангел держал в руках циркуль, и учитель прочитала: «Дорогая Оксана Александровна, вы — наш ангел математики!» Коллегам очень понравились эти ангелы, они были на шнурочках, их можно было как брелок повесить на сумочку, просто домой принести и куда-то прицепить, чтобы висели и напоминали об учениках.
— Креативность влияет на интерес к жизни?
— Конечно! Если подростку хочется «сидеть в телефоне» и погружаться в игры, где раздеваются и убивают, какой у него будет интерес к жизни?! А если он хочет что-то придумать, должен посмотреть на мир широко открытыми глазами, начать изучать, как поют птицы, какого они вида, как цветет растение (кстати, у нас в Южном есть совершенно уникальные поляны). Если он будет этим интересоваться, у него в голове появятся образы, и человек будет думать, как их использовать, что придумать для воплощения их в жизнь.
— Помогает ли ваша креативность сделать уроки более интересными?
— Я не могу сказать, что я суперкреативный человек! (Смеется.) Тем не менее, старюсь, чтобы ребятам было интересно, хотя наша учебная программа не дает слишком сильно развиваться креативности.
Недавно я была на курсах учителей изобразительного искусства и черчения. В черчении в каких-то моментах, в конструировании и создании чего-то нового, креативность нужна, в где-то четкие правила — ни вправо, ни влево отступить нельзя.
— То есть креативить можно не везде.
— Да, креативность неуместна в уже созданных вещах, где нужна только точность и следование правилам. Если ты «из любви к искусству» захочешь что-то изменить, обязательно что-то нарушишь.
На курсах я поняла, что очень многие вещи в нашей программе по ИЗО не способствуют развитию креативности. Ты даешь задание – нужно решить ту или иную проблему, и я сталкиваюсь с тем, что ребята, к сожалению, подвержены стереотипам. А еще лучше, чтобы был какой-то пример, и они, развивая вот эту чужую идею, что-то пытались создавать.
Когда ребятам на уроках ИЗО даешь какую-то свободную тему, они просят разрешить использовать телефон, открыть Интернет и взять картинку из какой-нибудь игры. При этом в голове ученика никаких образов не возникает, потому что нет тренировки, нет задачи на развитие. И теперь я буду предлагать ученикам проявить на уроке творческий подход, фантазию – это части креативности.
— А как вы будете это делать?
— Есть очень простые задания, которые развивают креативность. Если их выполнять регулярно, по 5-10 минут в день, как рекомендуют психологи, ты заметишь результат. Есть задание «Креативный архитектор», я хочу попробовать применить его на уроке. Каждый человек должен написать первые 10 слов, которые пришли на ум, желательно не связанных между собой. А потом ему предлагается представьте, что он архитектор, и надо построить дом, в котором эти слова по заданию заказчика – часть здания, он обязательно должен вписать их в проект.
Можно взять такой простой предмет, как ручка, и начать придумывать, как ее еще можно использовать. Как вы думаете, что еще можно делать ручкой?
— Дирижировать!
— Хорошо! Девочкам на ручку можно накручивать локоны, прокалывать отверстия в бумаге, если нет дырокола и т.д. Когда мы начинаем что-то делать с простыми предметами, думать, на что они могут быть похожи (ручка или стол в виде другого предмета и т.д.), это очень развивает креативный подход.
Есть боле простые задания. Мы рисуем круг и пишем, с чем он у нас ассоциируется.
— С солнцем, колесом.
— Замечательно! А еще с колечками, ромашками и т.д. Вот такие задания я буду плавно включать в программу. Когда все это применяешь, дети сразу же начинают мыслить по-другому. И тогда будут у нас будут проекты не только о наркомании и алкоголизме, а о том, как улучшить нашу жизнь в Южном, как улучшить школу. Можно посмотреть, в каком проекте поучаствовать, чтобы получить грант на создание каких-то площадок, пространств, которых у нас не хватает.
— У людей разные способности. Одни склонны к креативности, другие нет. Чтобы соответствовать времени все должны стать креативными?
— В природе изначально не существует креативных и не креативных людей. Креативность можно и нужно развивать.
— То есть креативность можно сформировать как навык?
— Да. Креативность — это умение принимать необычные решения. И когда человек все время это делает, у него креативные способности развиваются как навык. То есть не один раз надо что-то сделать, а постоянно решать какие-то несложные задачи.
Можно придумать какое-то утверждение и провести дебаты. Один что-то утверждает, а другой говорит, что этого не может быть. Пробуждая таким образом фантазию, вы будете развивать креативные качества.
— Если резюмировать, для чего нужна креативность?
— Для того, чтобы развивалась, становилась интереснее наша жизнь, развивались новые технологии. Если мы не будем этого делать, все остановится, пойдет обратная реакция, деградация. Главное – привыкнуть, что надо стараться мыслить нестандартно даже при выполнении простых заданий. И тогда появится навык креативности появится.
— У нас все. Вы хотите что-то добавить?
— Человеческий мозг круче, чем компьютер, но мы не используем даже тысячные доли его возможностей. Если мы не будем развивать мыслительные процессы, свою креативность, то остановимся на месте…
Кристина Маргарита
Куприянова Напалкова
Эмоциональный интеллект
На вопросы наших корреспондентов отвечает педагог начальной школы Всеволожского центра образования Елена Плюснина
— Елена Николаевна, мы очень рады, что на наши вопросы будете отвечать вы, наш первый учитель!
— Спасибо, девочки! Я тоже очень рада. Слежу за вашими успехами.
— Что такое эмоциональный интеллект?
— Об этом уже много сказано и написано, есть общепринятое понимание. Эмоциональный интеллект (ЭИ) — это способность осознавать, понимать и контролировать свои эмоции, а также эмоции других людей. Люди с развитым эмоциональным интеллектом умеют договариваться, принимать решения, правильно реагировать на негативные ситуации. В нашем случае эмоциональный интеллект – это когда информация преподносится учителем интересно и вызывает какие-то ответные эмоции, умозаключения учеников.
— Сложно ли понимать эмоции, чувства других людей?
— Cложно, потому что по эмоциям не всегда можно правильно понять человека. Сейчас идет много споров вокруг искусственного интеллекта (ИИ), предлагается использовать его в разных профессиях. Я считаю, что ИИ не дает тех эмоций, того душевного настроя, которое есть в нас, людях. При всех своих возможностях искусственный интеллект не способен передать мысли и чувства человека.
— То есть научить его эмпатии невозможно.
— Да. В него можно ввести информацию, научить вещам, которые знаем мы, люди, но передавать чувства, душевное состояние человека он все-равно не сможет.
— Как мы, люди, понимаем чувства других людей?
— По жестам, словам. При общении понимаешь, что думает и чувствует человек.
— А по внешнему виду?
— Можно, но не всегда. Понимание появляется при общении, когда слышишь речь человека, видишь его глаза.
— Должен ли человек открыто проявлять свои эмоции, чувства?
— Хороший вопрос! Смотря какая ситуация. Если все по каждому поводу начнут открыто проявлять свои эмоции, они просто переполнят наш мир. Тут нужна культура, определенная сдержанность. А еще многое зависит от того, где находится человек и какие задачи решает. Есть такие профессии, где надо скрывать свои эмоции. Например, психолог не выражает своих эмоции и чувства, он слушает человека и дает ему рациональные рекомендации.
— В школе все ведут себя по определенным правилам, держатся в рамках. И человек поневоле начинает прятать свои эмоции. Не мешает ли это учителям понимать его?
— Порой возникает непонимание, и тогда учитель делает ученику несправедливое замечание. Тот, естественно, обижается, реагирует. Педагог должен уметь понимать школьника, находящегося в определенных рамках. И, конечно, надо сдерживать себя, потому что это общество, а человек в нем всегда ограничен какими-то правилами, иначе получится хаос.
— Одна пятиклассница в нашей редакции рассуждала так: «Дома мы — дети, стараемся соответствовать этому. В школе мы — ученики, мы снова стараемся соответствовать определенному образу. Но ни дома, ни в школе не показываем, какие мы на самом деле. Собой ставимся только с друзьями вне школы». Эта девочка говорит, что учителя не знают, какие ученики настоящие. Если люди «встают в рамки», закрываются, можно ли говорить об эмоциональном интеллекте?
— К сожалению, такое тоже бывает. Тут нужен психолог, который, проводя различные диагностики, помогает ученикам и учителям налаживать контакт. Особенно хорошо все видно, когда дети рисуют. На картинках проявляются все проблемы, становится понятно, что это за человек.
— Как бы он ни закрывался.
— Да. Рисунок все показывает. И человека, и его семью, и какие там взаимоотношения. Цвета, изображения – все говорит о человеке. Хотя мы просто просим нарисовать существующее в природе животное. Такая диагностика помогает выявить проблемы, настроение и чувства ребенка.
— То есть учителю мало видеть правильно ведущего себя ученика. Он старается понять, какой он настоящий.
— Да, это очень важно. Мы понимаем школьников через диагностику, анкетирование, общаемся с ним и наблюдаем, как он контактирует со своими товарищами вне школьной среды. Это помогает сделать определенные выводы.
— Как должен себя вести человек, обладающий эмоциональным интеллектом, если почувствует негативную энергию другого человека?
— Он должен попытаться понять, почему она возникает. Изучить этого человека, почувствовать его настроение, чтобы правильно отреагировать. Конечно, на это не всегда есть время. Здесь помогает опыт.
Бывает, надо отреагировать резко. А иногда, если знаешь этого человека, надо, наоборот, подумать. Слово тоже ранит и лечит. Поэтому говорить надо правильно, точно. Порой достаточно взгляда, жеста. Можно просто погладить человека, успокоить. Или просто улыбнуться ему.
— Елена Николаевна, а почему не эмпатия, не сочувствие, а именно интеллект?
— Потому что речь не просто об эмоциях и чувствах, а об эмоциях и чувствах, наполненных содержанием, смыслом. Это тот случай, когда эмоциональное и рациональное начала переплетаются. У ограниченного человека и эмоций очень мало. Он не может реагировать, передавать их.
— Зачем учителю глубоко понимать ученика?
— А как, не понимая человека, учить его?! Обязательно должна быть обратная связь. А понял ли ученик то, чему ты его учишь? Ты, как учитель, должен это знать. Если видишь, что ребенок не усвоил материал, значит, ты что-то неправильно сделал, плохо передал информацию, плохо научил. Значит, надо использовать какие-то другие методы, приемы. Все время эта задача стоит перед тобой – как лучше научить. Учеников много, каждый понимает информацию по-разному. И тут надо так построить урок, чтобы и одни поняли, и другие, но немножко по-другому.
— То есть какого-то общего подхода быть не может.
— Да, к каждому ученику нужен индивидуальный подход, иначе ничего не получится.
— А зачем ученику глубоко понимать учителя?
— Потому что иначе он ничему не научится! Учителя не просто дают знания, они еще и наставники, опекуны. Мне нравится урок, когда ты вначале даешь информацию, а потом как бы стоишь в стороне, а дети уже сами заняты. Они учат материал, обсуждают, а учителя будто и нет. Это высший класс, к которому надо стремиться.
— В каких еще профессиях важен эмоциональный интеллект?
— Без него не может быть хорошего актера, журналиста, особенно ведущего передач. ЭИ необходим в любой профессии, где специалист взаимодействует с людьми. Знаю, например, что за сотрудниками аптек наблюдают, смотрят, как они разговаривают с клиентами.
— Время сейчас ускоряется, мир становится более рациональным, динамичным и жестким. Человеку XXI века надо все время успевать, соответствовать, иначе он опоздает, отстанет. И в этой гонке ему часто не до сюсюканий. Какой уж тут эмоциональный интеллект!
— Это, конечно, большая проблема, когда мы в погоне за временем не успеваем поделиться чувствами, эмоциями. К сожалению, человеку часто нужен результат, и нет дела до того, кто рядом. В этой связи очень хочется отметить волонтеров, которые помогают людям из гуманных побуждений. Они ходят в дома престарелых, в детдома, находят время выслушать человека, понять его проблему, помочь. В конечном итоге это очень полезно и самим добровольцам. Помогая без эмоций, человек не получит удовлетворения от того, что делает.
— Вы с учениками ходили в дом престарелых. На снимках видно, как у ребят горят глаза.
— Да, это один из главных результатов этих визитов. У одних детей появилось эмоции, у других нет. Одна девочка сказала, что многие бабушки и дедушки почему-то никак не реагировали на происходящее. Ребята ожидали более яркой реакцию на свой приход, на выпущенную по этому поводу стенгазету. Я им сказала, что реакция может быть связана с болезнями. А, может, кому-то что-то понравилось, кому-то не понравилось. Значит, надо придумывать что-то еще более интересное. С этим они согласились.
— Вы всю жизнь работаете в школе. Cильно устаете?
— Да, наша учительская профессия очень трудна, потому что ты все время должен отдавать энергию. К концу дня чувствуешь себя просто опустошенной. И уже не можешь ни на что реагировать. Приходится восстанавливаться целый вечер.
— Где тот источник, из которого вы берете энергию?
— При отдыхе человек должен переключаться с одного вида деятельности на другой. У одних это спорт, у других музыка или просмотр интересного фильма. Кто-то читает хорошую книгу, общается с родными или коллегами. Ты поговорил с другом, поплакался, пожаловался, посмотрел интересную передачу, посмеялся и как-то незаметно энергия восстановилась. И на следующий день идешь на работу с новыми силами.
— Спасибо, Елена Николаевна! Мы как будто снова у вас на уроке побывали!
— Спасибо вам, девочки, за интересные вопросы! Очень полезно было самой подумать, порассуждать.
Маргарита Анастасия
Напалкова Смыслова