«ДЕТИ ТЯНУТСЯ НЕ К ЗНАНИЯМ, А К ЛИЧНОСТИ»

Тема дня
Наши гости
Фото: Страница Российской академии образования во ВКонтакте. Кадр из видео. Член-корреспондент РАО Павел Степанов.
Фото: Страница Российской академии образования во ВКонтакте. Кадр из видео. Член-корреспондент РАО Павел Степанов.
Если школьникам навязывают ценности, воспитание превращается в противоположность

Член-корреспондент Российской академии образования (РАО), доктор педагогических наук, заведующий лабораторией стратегии и теории воспитания личности ФБГНУ «Институт стратегии развития образования РАО» Павел Степанов рассказал, как педагогам взаимодействовать с учениками. Его выступление опубликовано на странице РАО в социальной сети ВКонтакте.

Учителям с современными детьми непросто. Привычными для многих педагогов методы воспитания оказываются недейственными. Павел Степанов уверен: если детям навязывать ценности, воспитание превращается в противоположность.

О достижении результатов воспитания

Чтобы понять, как достичь реальных результатов воспитания, нужно ответить на три вопроса.

Первый: когда работа с детьми обретает воспитывающую направленность? Это происходит тогда, когда общение с ребятами становится ценностно-ориентированным. То есть ориентированным не столько на знания, сколько на ценности.

Второй вопрос: в каком случае общение становится таковым? Это происходит тогда, когда между педагогом и учениками устанавливаются доверительные отношения.

И третий вопрос: когда они становятся доверительными и как этого добиться? Это происходит, когда педагог и дети участвуют в совместной деятельности.

Суть воспитания – в нюансах общения, деятельности и отношений. В каждом из этих трех «китов» таится немалый потенциал, который нужно уметь реализовать.

Процесс воспитания в деятельности

Во-первых, важно учитывать возможности школьников. Понятно, что существует теория поколений, однако в ней есть некоторая натяжка, поскольку грани между поколениями всегда размыты. Тем не менее хорошо видно, что дети меняются. Раз в пять или 10 лет приходят другие ребята.

Исследование прошлого года показало, что современные дети менее терпимы к нормированию поведения со стороны взрослых. Это было и раньше, но обычно в подростковом возрасте. Сегодня эта планка становится ниже.

При этом дети с куда большим рвением включаются в работу, если она им интересна, если в ней есть элемент игры.

Кроме того, школьники не могут долго удерживать внимание, что связано с цифровизацией. Они хуже слышат и слушают друг друга. У них много знакомых, но меньше настоящих друзей, с которыми могли бы разделить свои переживания.

Современные школьники меньше играют в контактные игры, которые выступают важным моментом социализации. Сегодня на переменах в столичных школах становится тихо. «И это не есть хорошо, — говорит Павел Степанов. — Да, ребята не бегают. Да, ребята не носятся по коридорам. Но это не должно радовать педагогов. На мой взгляд».

Дети реже позволяют себе мечтать, размышлять о своем будущем, о своем прошлом. А ведь эти навыки очень важны для развития личности. Они чаще испытывают стресс, более хрупкие – это «поколение снежинок, которые легко тают». Меньше гуляют на свежем воздухе, позднее ложатся спать. Но самое главное: эти ребята очень разные.

В этом поколении усилилась дифференциация. Появилось много таких, кто склонен к самопрезентации – в виртуальном и реальном мирах. При этом все больше появляется закрытых ребят, избегающих толпы и массовых мероприятий, что ярко показала пандемия.

В этой связи важно понимать, что к таким разным школьникам нельзя применять универсальные педагогические средства, вовлекать в общие для всех мероприятия, проводить единые для всех классные часы. С учетом особенной чувствительности современных детей к тому, что им интересно, а что – нет, принцип единых тоталитарных мероприятий только умножает формализм.

Что можно изменить в деятельности?

Павел Степанов предлагает перестать применять универсальные средства и сводить всю деятельность в школе к календарным мероприятиям.

Мероприятия и деятельность – не одно и то же. Разницу легко понять, обратившись к образу льдинок и айсберга. То, что находится на поверхности – это мероприятия. Они хорошо видны, их можно сосчитать, сфотографировать, можно отчитаться.

При этом мероприятия могут существовать в двух вариантах. Во-первых, как набор разрозненных, спланированных педагогами или спущенных сверху. Для детей такие мероприятия вступают в виде акций, к которым они не имеют отношения и в которых им предложили или их вынудили поучаствовать.

Такие мероприятия малоэффективны, а по причине чрезмерной навязчивости иногда вредны воспитанию.

Мероприятия могут существовать и в другом виде – как составная часть постоянной деятельности, которой увлечены дети. Кто-то увлечен спортом, кто-то театром. Этим интересам могут отвечать концерты, конкурсы, выставки. Такого рода мероприятия для ребят – естественное продолжение их постоянных любимых занятий. В этом варианте они становятся фрагментами деятельности – яркими, но не самыми важными. Они подобны верхушке айсберга.

Важнее то, что скрыто от глаз – сотни малых повседневных дел педагогов и детей (встречи, спонтанные беседы, чаепития, шутки, розыгрыши, игры, оформительские работы, просто болтовня). Это очень значимо, важнее мероприятий. Именно на этом уровне педагоги могут стать для детей значимыми взрослыми. «Именно так дети могут перенимать от нас ценности – в повседневном общении», – подчеркивает Павел Степанов.

Беда в том, что педагоги начинают все больше мероприятий включать в планы – до такой степени, что просто не остается времени на обычные повседневные дела и общение, на выстраивание прочных доверительных отношений с детьми. Любой педагог скажет, что ему не хватает времени – при этом планы становятся все обширнее.

Павел Степанов говорит: если педагоги под видом воспитательной работы станут проводить мероприятия, не связанные с увлечениями детей, это будет тупик. А если учитель начнет стремиться помочь ребенку найти в школе свой интерес, то воспитательные возможности различной деятельности в образовательном учреждении возрастут.

Почему важно общение

Мы сможем реализовать требования ФГОС, если поймем, что именно неформальное, неорганизованное общение играет большую роль в воспитании. Именно его в школе не хватает.

Опрос показал, что почти половина детей (42 процента) не общаются со своими учителями вне урока. Педагоги стали реже разговаривать с ребятами о житейском (о дружбе, любви, музыке, кино, моде, экологии), о чем они уже имеют свое мнение и готовы им поделиться. Только в таком общении со взрослым ребенок может усваивать социальные нормы: как говорить, как вести беседу, как слушать, как поддерживать собеседника мимикой, взглядом, как не обидеть, как следить за нитью разговора.

Именно в неформальном общении только и можно сформировать доверительное отношение. Детям важно понимать, что его мнение, мысли и взгляды кому-то интересны. Педагогу такое общение тоже необходимо: у него появляется огромный шанс лучше узнать своих учеников.

По мнению Павла Степанова, многие трагедии последних лет в образовательных организациях произошли от того, что педагоги недостаточно знали о своих детях. Трагедии можно было бы предотвратить, если бы к детям проявлялось больше внимания. Никто из одноклассников и педагогов о «стрелках» не говорил, что они были агрессивными с детства, наоборот – тихие, незаметные, спокойные, от них никто не ожидал агрессии.

Именно неформальное общение является хорошей профилактикой насилия и агрессии в школе. Что движет человеком, который осознанно причиняет боль другому? Чаще всего это связано с внутренними проблемами человека – с самооценкой, неудачами, причину которых он ищет во внешнем мире.

Желание отомстить возникает не сразу. Сначала хочется высказаться. В этом случае хороший неформальный разговор очень важен. При этом сам ребенок с разговором не подойдет, взрослый должен сделать первый шаг – не родитель, а относительно посторонний человек. Если с педагогом у него доверительные отношения, ребенок хотя бы «выпустит пар», напряжение спадет.

Что касается формализованного организованного общения, то ФГОС можно реализовать на классных часах и других мероприятиях, если получится избежать морализаторства.

В процессе обучения общение происходит преимущественно в форме монолога. Так можно сформировать знания. Однако ценности так не формируются. Против морализаторства и наставлений дети начинают протестовать.

Говорить с ребятами нужно не о ценностях, а о каких-то важных для них ситуациях. Стоит предлагать темы для классных часов в острых ситуациях, в случаях, когда темы их «задевают». О нормах и ценностях лучше дискутировать, чем рассказывать о них.

Какими должны быть отношения

«Мы сможем реализовать требования ФГОС, если сумеем свести к минимуму манипулятивное отношение к ребятам», – отмечает Павел Степанов.

Школьниками мы начинаем манипулировать тогда, когда боимся неудобного для нас поведения. Например, боясь неправильно ответа, манипулятивно подводим к правильному ответу. Или пишем сценарий мероприятия вместо того, чтобы помочь это сделать детям самим. В результате доверие ребят к педагогам и школе снижается, формируется привычка лицемерить.

Важно, чтобы педагоги оставались для школьников значимыми взрослыми. Дети не всегда тянутся к знаниям, но всегда тянутся к личности.

close

О, привет 👋
Приятно познакомиться.

Подпишитесь, чтобы получать замечательный контент каждый день.

One thought on “«ДЕТИ ТЯНУТСЯ НЕ К ЗНАНИЯМ, А К ЛИЧНОСТИ»

  • 03.07.2023 в 08:28
    Permalink

    Воспитание начинается в семье, опирается на семейные ценности и традиции. Учитель должен подхватить уже начатый семьей воспитательный процесс, если семья благополучная. Если нет, то нужно осторожно заполнять положительными моментами, чаще собственными примерами, негативное пространство, вытесняя все ненужное.
    Конечно, в школе ребенку нужен надежный друг. Им становится учитель. Знания, которые дает учитель, должны участвовать в воспитании. Любой предметник на примерах из собственной жизни или чьей-то, вносит дополнения к общему процессу.
    А дисциплина в школе имеет значение, нравится это ученикам или нет. В каждой школе существуют свои правила. Дисциплина — тоже воспитательный процесс. Творческие личности заметны среди учеников, их учителя видят. Вот они чаще не вписываются в дисциплинарные правила, можно к таким школьникам относится менее строже, но пожурить в назидание остальным иногда стоит. Расхлябанность в любом деле и в обучении результатов положительных, не дает. Только дисциплина в школе, а затем самодисциплина приносят успех. Другое дело, что школьные предметы не могут восприниматься детьми одинаково. У кого-то русский хроменький, у кого-то математика. Это нормально. И здесь опять же воспитание имеет значение. Ученика важно настроить на положительное восприятие предмета.
    Учитель, как метроном, ритмично выстраивает воспитательный процесс, вписывающийся в ритмичность отдельного ученика, класса и школы.
    Да, сегодня ученическая аудитория изменяется чаще, чем раньше. Жизненные потоки слишкои густо информированы новым во всех сферах деятельности человека. А дети, как лакмусовая бумажка, быстро впитывают новизну. Учителю главное — не отстать.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *