Сетевое издание «Седьмая перемена. Поколение online» продолжает цикл материалов «Метанавыки человека XXI века»
Мы уже написали о функциональной грамотности. Сегодня рассказываем о цифровой грамотности. На наши вопросы отвечает учитель информатики и математики Всеволожского центра образования Оксана Бенера.
— Оксана Александровна, что такое цифровая грамотность?
— Термин «цифровая грамотность» в последнее время у всех на слуху, но большинство людей все же не понимают, что это такое и путают его со схожим понятием – компьютерная грамотность.
Цифровая и компьютерная грамотность – два разных понятия, в основе того и другого лежит свободное владение компьютером, но не это является главным.
Под компьютерной грамотностью понимаются умения и навыки работы на компьютере, управление файлами и папками, понимание основ информатики, минимальные знания базовых офисных программ. А цифровая грамотность определяется набором знаний и умений, которые необходимы для безопасного и эффективного использования цифровых технологий и ресурсов Интернета.
— Должен ли обычный пользователь знать все тонкости работы искусственного интеллекта (ИИ), нейросетей и т.д.?
— Все тонкости работы искусственного интеллекта простому пользователю ПК знать, конечно, не надо, но необходимо иметь общее представление об ИИ, понимать, зачем он нужен и сферы его применения.
К примеру, если мы попросим непрофессионала, человека, имеющего лишь поверхностное представление о технологиях, объяснить, что такое искусственный интеллект, он, безусловно, свяжет это с роботами. Это в корне неверно. Поэтому считаю, что минимальным набором знаний в этой области должен обладать любой человек.
— Что должен знать и уметь пользователь компьютера?
— На мой взгляд, современный человек должен уметь выполнять на компьютере следующие действия: искать информацию в Интернете; использовать электронную почту; уметь работать с офисными программами; владеть навыками работы в браузере; синхронизировать данные и передавать файлы между разными устройствами. Но самое главное — базовые правила личной информационной безопасности.
— Сейчас в Интернете много мошеннических сайтов для скачивания файлов, в которые внедрены вирусы. Как обезопасить себя?
— Правила здесь простые:
1. Используйте надежное интернет-соединение. Не рекомендую подключаться к публичным сетям Wi-Fi.
2. Используйте надежные пароли: длинный (минимум 12 символов) и сложный пароль (содержит заглавные и строчные буквы, а также специальные символы и цифры).
3. Обновляйте программное обеспечение и операционную систему на своем компьютере.
4. Убедитесь в надежности используемых сайтов. При переходе на неизвестный ресурс проверьте, защищен ли он SSL-сертификатом. Адреса таких сайтов начинаются с https вместо http (буква s означает «безопасный»), а в адресной строке отображается значок замка.
5. Следите, по каким ссылкам вы переходите. Одно неосторожное действие – и ваши личные данные попали к злоумышленникам или устройство было заражено вредоносной программой.
6. Будьте осторожны с загрузками. Загружайте контент только из надежных или официальных источников. Регулярно проверяйте папки загрузки и немедленно удаляйте неизвестные файлы – они могли попасть на ваше устройство в результате скрытой загрузки.
7. Используйте хороший антивирус и регулярно обновляйте его.
— Какими базовыми знаниями и умениями нужно обладать, чтобы не попасться на уловки мошенников?
— Лучший способ защитить себя от мошенников – это образованность и бдительность. Будьте критическими к информации, которую получаете, не стесняйтесь задавать вопросы и искать дополнительную информацию. Если у вас возникли подозрения, лучше ее перепроверить, обратившись к официальным источникам.
— Предусмотрено ли в школьной программе изучение основ цифровой безопасности?
— Да, эта тема всегда была в рамках школьного курса информатики, там она, скорее всего, и останется. Но отмечу, что в школьном курсе этой теме уделено недостаточно внимания. Хотелось бы, чтобы, помимо уроков информатики, ей уделяли внимания на классных часах.
— Помогают ли компьютерные игры развивать цифровую грамотность?
— Компьютерные игры полезны или как минимум не вредны для умственного и эмоционального развития детей. Они способствуют развитию логического мышления, интеллекта, памяти, внимания и, как следствие, — развитию цифровой грамотности.
НО, как в случае со многими другими увлечениями, НУЖНО ЗНАТЬ МЕРУ. Иначе придется столкнуться с негативными последствиями: нарушением режима дня, снижением качества учебы, ухудшением навыков общения и устной речи, бессонницей, а также с агрессивностью, конфликтностью и раздражительностью.
Платон Баркарь