Многие школьники утомляются, выполняя ДЗ. Можно ли уменьшить нагрузку?
Нам стали задавать все больше и больше домашних заданий. В популярной когда-то песне есть слова: «Нагружать все больше нас стали почему-то, нынче в школе первый класс вроде института». Выходит, следующие классы – это что-то вроде работы.
Я провела среди учеников небольшой опрос. Один парень сказал: «Я делаю «домашку» быстро и качественно. Около 10 минут на урок». Другие отвечали так: «На ДЗ уходит полдня», «учу уроки три часа», «ничего не успеваю», «встаю рано и сажусь за уроки». Я засекла, сколько сама делаю «домашку». Чтобы разобраться с двумя предметами, мне понадобилось два часа.
Домашних заданий действительно слишком много. Почему так происходит? Можно ли как-то изменить ситуацию? Корреспондент «Седьмой перемены» обратилась за разъяснением к заместителю директора Всеволожского центра образования по учебно-воспитательной работе Наталье Ивановне Трусовой.
— А нельзя сделать больше уроков и вообще отменить домашнее задание?
— Нельзя. Для каждого класса отведено определенное количество часов. Если мы не будем соблюдать эти правила, мы нарушим закон.
— Может, стоит сделать дополнительный урок, где все будут выполнять домашнее задание?
— Нет. Домашнее задание — повторение материала, который прошли в классе, это может делать только сам ученик. Повторение воспитывает в ребёнке ответственность и самостоятельность.
— Можно хотя бы на каникулы не задавать домашнее задание?
— В каких-то классах, наверное, можно. Мы всегда говорим, чтобы на каникулы задавали поменьше в младших классах, в старших, конечно, другая ситуация…
— Почему бы не соединить домашнее задание с уроками и программой? Ученики не всегда успевает проходить материал на уроке. Поэтому обращаются к репетиторам, открывают различные сайты в Интернете и ищут ГДЗ (готовые домашние задания).
— Ну, вы прямо в тупик меня ставите! Домашнее задание — закрепление материалы и расширение кругозора, но ни в коем случае не работа с репетитором. Это поиск какого-то нового материала, здесь можно использовать книги, статьи в Интернете. Если не получилось, то, конечно, учитель должен объяснить.
— Когда вы учились в школе, много задавали домашних заданий?
— Много. У нас не было Интернета.
Домашнее задание – одна из «вечных» проблем, обсуждаемых образовательным сообществом страны. Увеличение нагрузки бесследно не проходит: среди школьников наблюдаются нервно-психические нарушения, утомляемость, сопровождаемая иммунными дисфункциями, более низкой сопротивляемостью болезням.
«Седьмая перемена» поинтересовалась у медицинского работника Всеволожского центра образования Ирины Анатольевны Гаврилюк, обращался ли кто-то из учеников в медпункт с жалобами на утомляемость при выполнении домашних заданий. Оказалось, что нет. Ответ обнадеживает, но не успокаивает. Я знаю, что многие ребята не обращаются к медику, потому что не видят в этом смысла. Так что проблема остается, при ее решении нужен баланс между необходимостью осваивать программу и здоровьем школьников.
Согласно пункту 10.30 Санитарных правил и норм (СанПиН), утвержденным постановлением главного санитарного врача России №189 от 29 декабря 2010 года, ученики должны тратить на «домашку»: во 2 – 3 классах – 1,5 часа, в 4 – 5 классах – 2 часа, в 6 – 8 классах – не более 2,5 часа, в 9 – 11 классах – до 3,5 часа.
Эти нормативы – примерные. Многое зависит от индивидуальных психофизиологических особенностей школьника. Некоторым ученикам с трудом удается сосредоточенно выполнять задания в течение 30-40 минут. Они отвлекаются на просмотр телепрограмм, компьютерные игры, прием пищи. Бывают случаи превышения времени выполнения домашних заданий на несколько часов…
Анастасия Томкив