Учитель английского языка Светлана Федина живет интересами ребят своего 8а
— Светлана Валентиновна, каким вам видится идеальный ученик?
— Идеальных учеников не бывает, но любой ребенок может стать идеальным, в зависимости от того, каким хотят его видеть учителя.
— А каким вам видится идеальный класс?
— (Улыбается.) Ты такие интересные вопросы задаешь! Идеальный класс – дружный, сплоченный, когда ребята готовы помочь друг другу в любую минуту.
— А дети в 7а близки к идеалу?
— До идеального класса им еще расти и расти. Мы ведем работу над этим.
— А вы их очень любите?
— Обожаю! Они мои дети, а я их мама.
— Это безусловная любовь?
— Да. Человек, работающий в школе, должен безгранично любить детей. Понятно, что многие ребята могут не соответствовать твоим ожиданиям, но когда знаешь, куда идти, дети отвечают взаимностью.
— Учитель может полюбить ученика, который плохо себя ведет?
— Может! Нужно проявлять уважение к каждому ребенку. Плохой ученик может быть хорошим помощником учителя. Когда ты привлекаешь его к какому-то ответственному заданию, ребенок меняется на глазах.
Однажды у нас началась травля ребенка. Я очень близко это приняла — у моей сестры была в школе такая проблема. Посоветовалась с психологом, социальным педагогом. Поговорила с детьми, с родителями на собрании. Мы пошли в лес убирать мусор, чтобы дети могли пообщаться – из-за коронавируса нельзя было собираться в помещении.
— То есть у класса должно быть какое-то общее дело!
— Да. Совместная уборка в лесу дала свои плоды. Теперь могу сказать: у меня ребята дружные. Они стараются помогать друг другу, если кто-то что-то не понимает. Мы планируем поехать в приют для животных и в дом престарелых, к бабушкам и дедушкам.
— Вы интересуетесь жизнью детей, помимо уроков?
— Конечно. Если ты не будешь знать интересы детей, тебя не будут воспринимать как учителя, как наставника. Не станут просить помощи, потому что не уверены в тебе. Многие детки ходят в художественную и музыкальную школу. Мы с ребятами в четверг и пятницу после школы ездим в Кванториум. Одна группа изучает роботов, другая узнает все про энергию. Кроме того, дети занимаются спортом и ходят на дополнительный английский.
— У вас не возникало желания стать участником классного чата?
— У нас есть чат с родительским комитетом. Обсуждаем там вопросы, и потом полученную информацию передают другим родителям. Если у кого-то появляются вопросы, они связываются со мной по телефону, в Элжуре либо во ВКонтакте.
— А чат детей?
— Я его не создавала, считаю, что у них и без того много чатов. В школе мы и так много общаемся. Я на каждой перемене к ним прихожу – что-то объясняю, рассказываю, контролирую. Школьную форму смотрю, чтобы выглядели прилично и т.д. Я визуал, мне надо видеть глаза человека. Когда прихожу в класс, дети подбегают и обнимают меня.
— Вы визуал, а они тактилы!
— (Смеется.) Да, да!
— Вы работаете в школе немало лет. Сейчас все быстро меняется, ученики тоже. Какие изменения в них вам нравятся, а какие нет?
— Слушая взрослых, которые говорят, что дети сегодня такие-сякие, ничего не хотят, я встаю на защиту ребят. Ученики всегда были разными, во все времена кто-то хотел учиться, кто-то нет. Они и сейчас разные, я не заметила особых изменений. Одно могу сказать: в наши дни школьники умнее, информированнее и продвинутее, чем раньше. Дети всегда остаются детьми, а вот родители меняются.
— А что изменилось в родителях?
— Они часто обсуждают учителей в присутствии детей. Этого категорически нельзя делать. Ребенок приходит в школу и выдает негативную информацию, начинает плохо себя вести. Ученик понимает, что родители против этого учителя, и они пойдут его защищать. Мамы с папами не понимают, что делают своему ребенку только хуже.
— Вам интереснее вести урок или вникать в проблемы учеников?
— Больше люблю преподавать, но без проблем никак, мы их даже на уроках решаем, потому что все взаимосвязано.
— Если бы вас отправили на необитаемый остров, где нет Интернета, какие пять книг вы бы вязли с собой?
— У-у-х! Роман Булгакова «Мастер и Маргарита»… А я бы с детьми была или одна?
— Одна!
— Ой, я бы, наверное, не выжила! (Смеется.) Взяла бы серию книг Натальи Щербо «Часодеи» (подростковая фантастика) и любые книги британской детской писательницы Холли Вэбб. Эти авторы пишут о понятном детям, а наша классика им дается тяжело, они не понимают то время. А еще бы взяла Гарри Поттера.
— В 7а учится и ваша дочка Полина.
— Дети учителей – бедные. Моему ребенку достается больше всех. К ней повышенные требования от меня и по урокам, и по классным делам. Ребята все это видят и даже ее жалеют.
— Можете назвать главные правила классного руководителя?
— Общаться с детьми, признавать их достоинства, поощрять деятельность, активность. Подавать пример детям, установить четкие правила, организовать помощь и поддержку, создать органы самоуправления. Работать не только с детьми, но и с родителями…
Анастасия Четверикова