А рэп не так уж плох

Семь пядей
Наши мысли
АНАСТАСИЯ БЕКРЕЕВА
АНАСТАСИЯ БЕКРЕЕВА

Когда иду по улице без наушников с громко играющей в них музыкой, которая автоматически блокирует все внешние сигналы (это вредно и опасно, не делайте так), часто слышу из-под «накладок» школьников рэп. Скажу честно: не разделяю такого музыкального вкуса и особо не разбираюсь в «новомодных» певцах и их песнях. В этом я похожа на взрослых, которые приходят в тихий ужас, слыша фразы (зачастую матерные) некоторых рэперских композиций. Не скрою: был соблазн взять и «разоблачить» скудное содержание новых песен. Но не слишком ли прост такой ход? Приблизит ли он нас к пониманию этого cоциально-музыкального феномена? Лучше попробуем разобраться.

Большинство ребят из средней и младшей школы скажут о рэперах куда больше, чем 11-классники из моего окружения. Специально для статьи я узнала у некоторых знакомых 6-8 классов о том, что интересно им. Что обычно звучит в наушниках, или, может, в колонках этих ребят?
«Одним из моих любимых исполнителей (вернее, исполнительниц) можно назвать Billi Eilish, — рассказывает первая собеседница. — Узнала о ней совсем недавно, но тексты и музыка мне сразу понравились. А так я слушаю много всего: Face, Oxxxymiron, Lil Peep и т.д. Предпочитаю рэп».

Каждый человек взрослеет, проходит через определенные этапы, которые радикально меняют его взгляды. В возрасте 10-15 лет нельзя найти то, что будет сопровождать тебя в течение всей жизни. К тому же на сцену выходят новые, более современные исполнители. Возьмите ту же Монеточку, «Нимфоманку» и «Каждый раз» которой можно было услышать отовсюду. Многие ли вспоминают ее сейчас?

Мой второй собеседник на вопрос ответил так: «Сложно назвать самого любимого певца или исполнителя. У многих мне нравится всего пара песен, но если так, то… Наверное, чаще слушаю XXXTentacion, Скриптонита, периодически Моргенштерна».

Действительно, на улице чаще всего можно услышать именно этих исполнителей. Чем же они привлекают подростков? Во-первых, играет роль их стремление соответствовать своему сообществу: «Все слушают рэперов, значит, это круто, – я тоже буду так делать».

— Как ты думаешь, надолго рэп останется в твоем плей-листе? – спросила я второго собеседника.

— Мне кажется, нет. Потом я найду что-то новое, стану взрослее, и вкус изменится сам собой.

Каждый человек взрослеет, проходит через определенные этапы, которые радикально меняют его взгляды. В возрасте 10-15 лет нельзя найти то, что будет сопровождать тебя в течение всей жизни. К тому же на сцену выходят новые, более современные исполнители. Возьмите ту же Монеточку, «Нимфоманку» и «Каждый раз» которой можно было услышать отовсюду. Многие ли вспоминают ее сейчас? Не думаю. По крайней мере, не слышу ни песен, ни разговоров о ней. Приведу в пример несколько строчек из песни Монеточки: «Но я снова не отвечаю. Я инкогнито — инкогнида. Ты хочешь меня снять, а я хочу писать стихи». Мне трудно найти в сочетании этих слов смысл. Возможно, именно потому исполнительница и ушла с «вершин популярности». Многие подобные «звезды» падают так же быстро, как взлетают.

Можно ли уверенно сказать, что через несколько лет подростки будут слушать то, что звучит в их наушниках сейчас? Тут опять напрашивается простой ответ. Большинство моих одноклассников уже сейчас не любят рэп. У кого-то из них есть своя рок-группа. А теперь вспомним, чем интересовались наши родители в этом возрасте. Многие скажут, что тогда по улицам города ходили рокеры, эмо и т.д. Одним словом — неформалы. То поколение по большей части выросло именно на рок-музыке. И, несмотря на свое «давнее» происхождение, рок остается популярным и в наши дни. У многих взрослых он вызывает чувство ностальгии, заставляет вспомнить детство и юность. Но вот парадокс: многие современные дети слушают группы, которые когда-то любили их родители! Ни за что не поверю, если скажете, что вам неизвестны группы «Кино» (Виктор Цой), ДДТ, «Сплин», чуть менее популярный «Мумий Тролль» и т.д. Некоторые песни наверняка покажутся знакомыми, если вы где-нибудь их услышите.

Так что, рано или поздно каждый из нас обратится именно к этому музыкальному жанру, а другие уйдут в историю с детством нынешнего поколения и останутся там забытыми?! Конечно, вы скажете, что рокеры кардинально отличаются от рэперов. Поверьте, нет. Те же цветные волосы, характерные для рэп-исполнителей, являются прямой отсылкой к тем самым 90-м. Так, у уже упомянутого Lil Peepa можно найти фото с розовыми волосами — так же в свое время ходил небезызвестный Курт Кобейн. Такое, на первый взгляд, совпадение вовсе не одно, можно найти достаточно примеров того, что «новая школа» рэпа — прямой наследник панк-рока.

Все, с кем я беседовала, перечисляли рэперов из той самой «новой школы». Суть в том, что они почти никак не связаны со старыми представителями этого стиля. Да, эти ребята тоже читают под бит, но их культура больше похожа на культуру рокеров из 90-х. Подтверждением тому является частое использование гитар в музыке; их можно встретить и у уже упомянутого Моргенштерна, и у Хаски, и у Pharaoh’a.

Даже странно, что совсем недавно две этих культуры дрались между собой. Однако теперь мы можем утверждать, что они похожи. Ранние панк-рокеры говорили, что достаточно лишь научиться «бренчать на гитаре», и уже можно собрать свою группу, сейчас же Моргенштерн сам «разоблачает» простоту рэп-музыки: «Чем больше нот, тем хуже трек». Это знают все рэперы. Тексты обоих направлений во многом тоже схожи, о проблемах в них говорится напрямую.
Рок-музыканты старшего поколения отражали и отражают проблемы общества. На первый взгляд, рэперы новой волны повествуют о сугубо частных проблемах, которые, быть может, и не стоит выносить «на всеобщее обозрение» («нормальные» люди так не делают), но именно через рассказ о своем сокровенном, порой в гиперболизированной и даже грубой форме, им тоже удается затронуть болевые точки общества, отразить свое время и отношение к нему. Если хотите, скажу так: их песни адекватны нашему времени. Когда у человека впереди много дорог, но нет ясных указателей, он мучительно выбирает, куда же ему идти.

Даже небольшой экскурс в историю позволяет понять, что все споры насчет музыкального вкуса неоднозначны, и самые контрастные стили оказываются очень схожими в своих принципах и истоках. И в этом контексте рэп новой волны вовсе не так уж плох, как кажется на первый взгляд. Все, что мы можем слушать сейчас взяло начало в 90-х, а где-то и в 70-х годах, но, несмотря на это, популярно. Смею предположить, что, несмотря на все издержки, многое из «нового рэпа» тоже останется в памяти и в будущем станет музыкальным напоминанием о наших днях…

close

О, привет 👋
Приятно познакомиться.

Подпишитесь, чтобы получать замечательный контент каждый день.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *