Некоторые ученики начинают кривляться и показывать неприличные жесты
И не только руками! Один пацан недавно обнажил на физкультуре …свою пятую точку. «Вы видели, как они себя ведут?» – спрашиваю у педагога и школьного психолога Натальи Сергеевны Дмитриевой.
— Конечно видела, — отвечает она. — Это бывает очень часто. Все начинается с начальной школы и может продолжаться до шестого класса, в седьмом и восьмом заканчивается. Это период переходного возраста из младшего в среднее звено.
— Почему они кривляются?
— Такое поведение им кажется простым, но верным способом привлечь внимание окружающих. Ребенок думает, что ведет себя ярко, на радость всем. Вокруг начинаются «танцы с бубнами»: кто-то хохочет, кто-то ворчит и злится. Жизнь кипит, все это подкрепляет значимость человека.
— Где дети учатся такому поведению?
— В семье, глядя на старших братьев и сестер. И в школе есть примеры.
— Дети — не роботы, у них есть эмоции, вот они их и выражают.
— Мы используем при общении много жестов. Они помогают лучше выразить чувства и мысли, но, конечно же, эти жесты должны быть уместными, приличными.
— Вы можете показать приличный жест?
— (Улыбается и разводит руками.) Так мы встречаем гостей! Есть много других хороших жестов.
— А можете показать неприличный жест?!
— Я этого делать не буду! (Смеется.) Ты сам их знаешь: бывает, пальцы складывают в кулак или фигу.
— Эти жесты уже не в моде!
— А какие в моде?!
— Похожие на мат. А один мальчик вообще показал …свою пятую точку! Это же стыдно!
— Такое поведение выходит за все рамки! И, поверь, ему не стыдно. Просто человек хочет продемонстрировать, что он не такой, как все. Пускай будет хуже всех, но мы сегодня с тобой о нем говорим!
— Может, он просто показывает свою смелость.
— Это не смелость, а глупость и невоспитанность. То, что ты смелый, лучше показать достойными поступками.
— Говорят, раньше дети так себя не вели.
— Это идет от вседозволенности, сейчас у детей много доступа, которого раньше не было. Интернет, СМИ, некоторые каналы показывают то, что не должны видеть дети и даже некоторые взрослые. Мультиков, например, много непристойных.
— Кто же должен показать человеку культурные рамки?
— Все идет из семьи, от родителей. Затем – учителя, которые работают с учеником, особенно классные руководители. А в дальнейшем, если человек не угомонился, обязательно нужно обращаться к психологу. Мы будем разбираться с таким «героем», беседовать с родителями.
— Какой совет вы дадите ученикам?
— Чтобы привычка кривляться, показывать некультурные жесты не превратилась в черту характера, социум не должен обращать на них внимания. Как только ребята прекратят реагировать, человек перестанет это делать.
Глеб Кудрявцев