«Седьмая перемена» начинает цикл материалов «Метанавыки человека XXI века». В первой публикации рассказываем о функциональной грамотности
Разобраться в тонкостях функциональной грамотности нам помогает заместитель директора Всеволожского центра образования, кандидат педагогических наук Александра Новикова
— Александра Геннадьевна, что такое функциональная грамотность?
— Это понятие появилось в 1957 году. Тогда предполагалось, что функционально грамотный человек может читать, писать, говорить, чтобы удовлетворять свои обыкновенные потребности. Но со временем это понятие изменилось.
Мир развивается и требования к человеку, который выходит из школы, возрастают. Сейчас необходимо не только высокое качество знаний, но и умение воспользоваться ими в жизни.
— Вы может пояснить это на примере?
— Конечно. В прошлом году вы получили банковские карточки, по которым можете питаться в школьной столовой. Родители перечисляют на них деньги и видят, как вы их тратите — на горячий завтрак или покупки в буфете. У меня вопрос: это нововведение в дальнейшем поможет?
— Думаем, да.
— Это поможет вам вести семейный бюджет. Знать, сколько денег на карте, как их распределить. Это подготовка к жизни. А вы знаете, что нужно делать при потере своей карты?
— Надо знать номер карты, ее пин-код.
— Надо сразу позвонить в банк и попросить заблокировать карту. Потом написать заявление и получить новую.
В 10 и 11 классах введен новый предмет – финансовая грамотность, там на уроках тоже решаются различные практические вопросы. А на ЕГЭ по математике есть экономические задачи, связанные с кредитами, налоговой системой.
— То есть это не просто цифры.
— А цифры, привязанные к ситуации! Но здесь все не так прямолинейно, как может показаться. У нас в образовании был период во время перестройки, когда все стали сводить к утилитарным знаниям, которые осваивают за границей.
— Это важный водораздел.
— Да, мы тоже какое-то время отодвигали на второй план фундаментальные знания. А сейчас у нас все вернулось на круги своя, должна быть наука, термины, понятия.
— То есть функциональная грамотность – это не утилитарные знания.
— Нет.
— А что тогда?
— Как мы уже отметили, тут есть утилитарные момент – знания должны помогать человеку в жизни. И мы в школе, когда готовим выпускников к ОГЭ или к ЕГЭ, учим их и, если угодно, натаскиваем на определенный тип задач. А в жизни так не бывает! Там все намного шире и сложнее. Там однолинейный подход не работает. И вот здесь и надо использовать метапредметные знания, или межпредметные.
Я, учитель биологии, буду несостоятельна, если не буду знать физику и химию, потому что наука идет вперед, сейчас развиваются биофизика, биохимия, космическая биология. Изучаются все химические и физиологические процессы, которые проходят в организме.
И знания, которые проверяет Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся (PISA), интегрированы. Оцениваются не только понимание биологии, географии, физики или химии. Задания позволяют проверить знания по сразу по всем естественным наукам. В 2024 году в системе школьного образования Ленинградской области будет проверяться функциональная грамотность.
Пометка полях:
Функциональная грамотность – это не утилитарные знания и какие-то механические заученные навыки: взял вот это, положил сюда, получилось вот это. Это САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ОСМЫСЛЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ, когда у человека есть знания по разным предметам, и для решения каких-то проблем на работе, в быту (где угодно) он должен их использовать и как-то интегрировать, превращать в новые умения. Чтобы не просто знать, но и уметь.
— С какого класса учат функциональной грамотности?
— C первого. В любом предмете есть такие задания — в окружающем мире, русском языке, математике. Уже в началке есть финансовая грамотность. Вот у тебя столько-то денежек, что ты можешь на них купить? Ребят учат самым элементарным бытовым вещам.
— А как вообще можно научить функциональной грамотности?
— Это очень сложно. Не все ученики могут сразу понять суть задачи. Во-первых, нужно научиться читать. Не просто технику освоить, а читать осмысленно, осознанно. Уметь разбираться в задачке, выделять главную мысль, логично излагать материал. Научиться этому можно через уроки, неформальное общение, через Интернет. Источников информации много, надо знать и уметь находить правильные. Хорошо, если у вас все время будут возникать какие-то вопросы. А как это? А что это? И вы будете задавать их на уроке, родителям, друг другу. Это будет двигать вас дальше и, наверное, тогда и научитесь функциональной грамотности.
Я проводила тестирование среди шестого класса. И спрашивала: можно ли сжигать осенью листья? Нельзя. А вы знаете почему?
— Потому что дым влияет на окружающую среду.
— Только из-за дыма? Нет. Главное в другом — при сжигании листьев погибнут все бактерии, жучки, червячки и личинки, благодаря которым происходит образование почвы, они все перерабатывают и образуется плодородный слой.
— Надо ли в школе моделировать ситуации, чтобы дети, оказавшись внутри них, решали какую-то проблему? Стоит ли, условно говоря, закрывать учеников в темной комнате, чтобы они придумывали, как оттуда выбраться?
— Подобные эксперименты проводились на Западе. Известно исследование, которое летом 1971 года проводилось под руководством американского психолога Филипа Зимбардо. Группу хороших американских студентов поместили в тюрьму, и уже через шесть дней они начинали вести себя так же, как уголовники. Если ситуацию создать искусственно, можно все что угодно, главное, чтобы результат был правильным. Только через практику, через преодоление трудностей происходит развитие.
— Школьники иногда не понимают, зачем нужна проектная деятельность.
— Она предполагает моделирование какой-то проблемы и решение ее с использованием знаний по разным предметам. Функциональной грамотности можно научить через решение нестандартных задач, опираясь на ситуации из жизни. Но нельзя опираться только на опыт детей, так мы можем уйти от фундаментальной науки.
— То есть учитель не просто обращается к опыту детей, а помогает им правильно сориентироваться в ситуации, в проблеме и правильно что-то сделать.
— Да. Чем отличается умный человек от мудрого? Умный человек может найти выход из ситуации, опираясь на свои знания. А мудрый не допустит этой проблемной ситуации. То есть у него не только знания, но и жизненный опыт. У него не только тактическое, но и стратегическое мышление.
— Значит ли все сказанное, что каждое знание, которое мы получаем в школе, непременно надо направлять в практическое русло?
— Тут нельзя говорить «нет».
— И «да» тоже не скажешь.
— Да. Вы столкнетесь в жизни с разными ситуациями. И неизвестно, когда там пригодятся знания чисто по биологии, химии или физике.
Есть хорошее выражение: пустая голова не мыслит. Если в ней не будет никаких знаний, не появится никаких связей, если опираться на физиологию работы мозга. А вот другое высказывание: много знаний уму не учат.
Да, первоначально вы решаете проблемы, с которыми сталкиваетесь, которые вас окружают в школе, в быту, в общении, на уроках. Потом начинаете учиться дальше, работать. Человек начинает самостоятельно готовить, стирать, закупать продукты, вести свой бюджет. Затем семья появляется, совсем другие заботы. Не все становятся учеными, но стремиться к этому нужно. Нельзя останавливаться и все время бегать с палкой-копалкой.
— Какой функциональной грамотностью должен обладать выпускник школы?
— Она складывается из шести частей. Это читательская, математическая, естественно-научная, финансовая грамотность, а также критическое мышление и глобальные компетенции.
— А что такое глобальные компетенции?
— У человека должны быть не только знания и умения, но и отношение к этому, то есть наши ценности, нравственность. Мы знаем, что такое хорошо и что такое плохо. Можем оценить собственные поступки или другого человека.
Маргарита Анастасия
Напалкова Cмыслова