ОВЛАДЕВАТЬ ИСКУССТВОМ ЖИТЬ ВМЕСТЕ

Тема дня
Наша страна
Фото: prichaganie.ru.
Фото: prichaganie.ru.
Взаимное уважение, народное единство формируется на уровне человеческих отношений

В 90-е годы я услышал вопрос: «А зачем нашей стране так много разных республик? Зачем нам кормить столько народов? Зачем мы вообще нужны друг другу?» Чуть позже прочитал отчет о всероссийской конференции этнографов и антропологов, которые говорили, что не могут себя найти в нашей многонациональной стране. Такие вопросы и такое признание вызывали и вызывают недоумение.

На бытовом уровне проблему обострил поток мигрантов из бывших союзных республик в российские регионы после распада СССР в 1991 году. Мне, тоже принесенному в родную Россию этим водоворотом, проще, чем никуда не уезжавшим россиянам, понять людей, снявшихся с насиженных мест и отправившихся в далекий край. История сложилась так, что представители самых разных национальных культур стали реально жить рядом. Не всегда и не у всех это вызывает положительные эмоции.

Бывает, что недовольство проявляют не крайние националисты, а обычные люди. Некоторых раздражает, когда во время мусульманских праздников на улицах режут баранов, молятся, танцуют лезгинку и т. д. А когда происходят неизбежные, в общем-то, в молодом возрасте стычки и они заканчиваются дракой, а то и кровью, многие начинают фокусировать внимание на том, что их участники говорят с акцентом, выяснять, какого они рода-племени, и обычный бытовой конфликт приобретает черты межнационального.

Естественно, все это требует от политиков, общественных деятелей, ученых, деятелей культуры, педагогов, журналистов и всего общества адекватного ответа.

В энциклопедии «Народы России» (Москва, 1994 год) отмечено, что по переписи 1897 года русские составляли 43,4 процента от общей численности населения Российской империи, в 1917 году — 44,7 процента. По иному в стране, которая изначально складывалась как многонациональная, и быть не могло.

В царской России была своя национальная политика. В нашей дореволюционной стране удивительным образом совмещались православие, ислам, иудаизм и другие конфессии. И, несмотря на широкую христианизацию, все-таки сохранялось своеобразие народов.

В СССР народы, как могли, сберегали свою самобытность, продолжали развиваться, «партия и правительство» поддерживали национальную культуру. Вся страна из газет, радио и телепередач знала писателей, музыкантов, танцоров и других талантливых людей из разных уголков огромной державы. Но было очевидно, что в значительной мере это делается для достижения пропагандистского эффекта.

В СССР народы были покрыты общей идеологической крышей. Коммунистические власти реализовывали идею формирования новой, небывалой в истории общности — советского народа. Оттачивалась теория развития социалистических наций: их дальнейший расцвет и постепенное сближение должны были привести, при полной победе коммунизма, к исчезновению наций. Негласно проводилась политика ассимиляции народов, их отдаления от родных языков, национальных культур, обычаев и традиций.

Представители национальной интеллигенции с болью вспоминают, что после 1962 года в школах перестали изучать языки разных народов. У многих этносов была обида на то, что в свое время государство, в силу разных причин, не отдало должное их героям Великой Отечественной войны.

В большой стране были «нарезаны» национальные республики и автономные округа, и многие представители этнических групп стали жить за пределами своей исторической родины. На территории ряда республик коренные (титульные) нации оказались в меньшинстве.

Инфографика: Cтанислав Райт / «Седьмая перемена».

После всех волнений конца XX — начала XXI века стало очевидно, что национальная политика России требует более пристального внимания и новой настройки. Она необходима на обыденно-бытовом, культурном, научном и общественно-политическом уровнях.

К сожалению, в 90-х годах произведения национальных поэтов меньше стали переводить на русский язык (как это было с Расулом Гамзатовым из Дагестана и другими известными литераторами), их знают только в своем кругу. А среди экспертов бытовало представление, что народы должны в конкурентной борьбе завоевывать право на федеральное финансирование своих культурных программ и проектов. Можно сказать, что на уровне культуры подтачивались основы нашей Федерации.

У многих есть желание превратить мигрантов из бывших республик СССР и прочих стран в стандартных граждан, унифицировать их уже не на советский, а на русский лад. Конечно, эти люди должны уважать и принимать культуру России, знать язык. Но они должны сохранить и свое! Более того, их национальное своеобразие должно обогатить россиян! То есть все мы, и общество, и власть, уже в новых исторических, социально-политических и социально-культурных условиях учимся жить вместе.

Чтобы жить вместе, нам надо хорошо знать самих себя и друг друга. Взаимное уважение этносов формируется не по подсказке политиков и ученых мужей, оно рождается на уровне горизонтальных человеческих связей. Их не выстроишь только с помощью закона и разного рода наставлений. Они рождаются естественным путем, на основе своеобразия и взаимного интереса. Это своего рода искусство, «химию» которого создают все вместе.

И здесь не обойтись без межнационального ликбеза. Он необходим, чтобы напомнить каждому человеку, кто он, и кто рядом с ним. Но у нас, простите за тавтологию, еще только формируется культура популярного и доброжелательного рассказа о национальных культурах. Имеются научные статьи, но они, в силу своей академичности, не очень интересны массовому читателю, обычным людям. Что касается журналистики, то, с одной стороны, есть благостные корреспонденции коллег, специализирующихся на этнической проблематике. А с другой стороны — предельно жесткие статьи, отрабатывающие тот или иной информационный повод о столкновении на межнациональной почве (к сожалению, на нее часто переносят обычные бытовые конфликты). Об искусстве жить вместе, об адаптации и интеграции мигрантов в российское общество коллеги пишут мало и с какой-то неохотой.

Очень важно рассказывать о заметных личностях того или иного народа. Они — не только гордость нации, но и своеобразная поддержка. Принадлежность к такой компании дает людям ощущение защищенности. Находясь в ней, они понимают, что не одиноки на этой земле, в большей степени ощущают собственную значимость, начинают подтягиваться к своим лучшим представителям, стараются не подвести их.  И одновременно возникает желание рассказывать о своих авторитетах, своем народе людям других этносов. Те откликаются и в ответ делятся своим духовным богатством. Так происходит сближение, возникает единство разнообразия.

Поэтому популярная этническая публицистика, классные часы и акции в учебных заведениях имеют не только познавательное, но и огромное общественно-культурное значение.

Есть время разбрасывать народы, а есть время собирать их.

Лев Лузин

close

О, привет 👋
Приятно познакомиться.

Подпишитесь, чтобы получать замечательный контент каждый день.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *