Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ провел исследование, насколько современные дети вовлечены в процесс цифровизации, и насколько их родители пытаются эти процессы контролировать.
Исследование Лилии Кузиной и Екатерины Стрельцовой показало, что 99 процентов подростков от 14 до 17 лет хотя бы время от времени выходят в Интернет. Почти все они являются пользователями социальных сетей – 97 процентов участвовавших в опросе подростков имеют хотя бы один аккаунт.
Свои смартфон есть у каждого третьего ребенка в возрасте от трех до шести лет. У каждого восьмого ребенка этого возраста есть свой планшет, у каждого двадцатого – ноутбук. У пяти процентов детей от трех до шести лет есть свои «умные» часы или фитнес-браслет, а у четырех процентов – стационарный компьютер. В возрасте от 12 до 14 лет смартфоны есть у 90 процентов детей, у каждого пятого (21 процент) – планшет, ноутбук (20 процентов), стационарный компьютер (19 процентов).
Меньше всего подростков интересуют «умные часы» и фитнес-браслеты (13 процентов). Авторы исследования связывают это с ограниченным функционалом указанных устройств.
В сообщении института статистических исследований говорится: «Дети являются важными агентами цифровизации их семей. Почти все (98 процентов) домохозяйства, в составе которых есть несовершеннолетние, подключены к Интернету, в то время как среди остальных таких лишь 80 процентов».
Более половины родителей пытаются отслеживать активность своих детей в Сети, из них 23 процента ограничивают время использования цифровых устройств, 13 – отдельных онлайн-сервисов, шесть процентов делают это с помощью специальных приложений. При этом каждый пятый родитель блокирует бесконтрольное использование гаджетов ребенком: 19 процентов устанавливают пароль, 17 процентов закрывают доступ к отдельным ресурсам. А 44 процента родителей признались, что никак не ограничивают действия своих детей в Интернете.
Около половины взрослых считают, что ограничивать и контролировать время, проведенное в Сети ребенком, нужно в отношении дошкольников и младших школьников. До 14 лет такие ограничения готовы устанавливать 20 процентов взрослых, восемь процентов – до совершеннолетия ребенка. А полную свободу действий готовы предоставить лишь 10 процентов взрослых. Чаще всего об этом говорили респонденты в возрасте 18–24 лет.