Скоро мы, одиннадцатиклассники, откроем дверь в так называемую взрослую жизнь. «Ты не боишься переступать этот порог?» — спросили меня в редакции. Признаюсь, не сразу поняла вопрос. Я и мои знакомые сейчас страшимся вовсе не взрослой жизни со всеми ее сложностями и недостатками. Пока нас больше пугает момент сдачи экзаменов, получение результатов и, разумеется, поступление (или не поступление) в вуз.
Где-то к середине учебного года я осознала, что вещи, которые интересовали меня раньше, ушли на второй план или вовсе исчезли. Стало меньше времени на тренировки, на просмотр любимых сериалов. Я реже вижусь со знакомыми. Поддерживаю отношения только с близким человеком.
Казалось, я буду целыми днями сидеть дома, разбирая произведения русской классики и зубря определения по обществознанию. И так до конца мая. Но жизнь скучать не дает, она добавляет остроты моей экзаменационной самоизоляции. Довольно иронично, что я заканчиваю школу в год пандемии, карантинов и всевозможных запретов. Перенесение дат сдачи ЕГЭ, занятия в онлайн-школах — все это влияет на выпускников и их родителей. Хочется верить, что каждый из нас преодолеет эти преграды и выйдет победителем из одиннадцатилетней «гонки за знаниями». А потом, через много лет, мы соберемся классом и вспомним этот год, посмеемся над ним, а, может, и над своей глупостью.
Однако выпускники готовятся не только к экзаменам, но и к тому, что их ждет за порогом школы. Мы не первые стоим перед этой дверью. Классический пример – Холден Колфилд, главный герой знаменитого романа американского писателя Дж. Сэлинджера «Над пропастью во ржи». Во взрослой жизни чувствительного и ранимого Холдена возмущают показуха, лицемерие, ложь, насилие и недоверие…
Американские реалии 50-х годов XX века, когда вышел культовый роман Сэлинджера, не отличаются от российской жизни 20 года XXI века. Если не превосходят их. У нас тоже есть показуха (этим сейчас грешат все – от разного рода начальников, желающих понравиться своему руководству и электорату, до самых обычных пользователей социальных сетей, демонстративно выставляющих себя любимых на всеобщее обозрение). Хватает лицемерия (ради работы взрослые говорят одно, а думают иное). Да что там! В избытке все вышеперечисленные общественные пороки. К ним я бы добавила жадность, из-за которой, к примеру, строят высоченные дома, а о том, что в них будут жить люди, которым нужны дороги, школы и детские сады, почему-то «забывают»…
Все эти «прелести» взрослого мира для нас, выпускников школы, совсем не новость. Во-первых, мы знаем жизнь по рассказам родителей. Во-вторых, живем в век Интернета, и видим все, что творится вокруг. Да и сама школа – слепок мира. Мы уже там сталкиваемся с суровой действительностью, проходим как темы, так и уроки жизни. Но, видя, что творят взрослые, не страдаем и не «заламываем руки», как американский юноша Холден. Для нас все это – суровая обыденность. Родителей закалили лихие 90-е, а нас – нулевые и десятые. И теперь поколению Z ничего не страшно. Мы уже «отучились» в школе мужества, сдали в ней «экзамен» и готовы, задвинув куда подальше эмоции и сантименты, приспосабливаться к реалиям жесткого времени…