«Я БЫЛА ВЛЮБЛЕНА В ЛЕНСКОГО»

Тема дня
Наши учителя
Фото: Григорий Михайлов / "Седьмая перемена".
О радостях и трудностях преподавания литературы корреспондент «Седьмой перемены» беседует с учителем словесности ВЦО Мариной Павловной Шестаковой

— Марина Павловна, где вы родились, учились?

— Я родилась в Воронежской области в небольшом городке. Он из тех, что создают атмосферу детства. Мы катались с горки на санках, даже в 10 и 11 классах эти забавы не забывали. Класс у нас был дружный, всегда гурьбой возвращались после уроков домой и обсуждали школьные и, конечно же, свои подростковые вопросы.

Школьная дружба – самая крепкая! Мне, наверное, повезло с одноклассниками, мы до сих пор дружны, встречаемся, хотя судьба разбросала многих по разным городам. Практически каждый год собираемся все вместе и, конечно, встречаемся со своим любимым классным руководителем Сергеем Ивановичем Ходариным. Приглашаем учителей, вспоминаем школьную жизнь. Это настолько теплые встречи, что хочется вернуться в детство!

После школы я поступила в Воронежский педагогический университет. Вышла замуж за военного. Мы сразу уехали в Санкт-Петербург, а потом получили квартиру от Министерства обороны России здесь, во Всеволожске. В 2011 году была построена школа №7, где работаю со дня открытия.

— Когда поняли, что вы педагог?

— Мысль, что буду педагогом, возникла в шесть лет. Во втором классе любила играть в школу: подружки выполняли задания по русскому языку по карточкам, которые я им выдавала, у меня даже классный журнал был, куда ставила оценки.

— Именно по русскому?

— Да, не по математике или рисованию, а именно по русскому языку! Были у нас, конечно, и другие забавы, но больше всего любили играть в школу. Так что мысль о том, что стану учителем, была у меня всегда. Сохранилось сочинение, в котором я, девятиклассница, пишу, что хочу стать учителем русского языка и литературы. Моя мама вспоминает: когда в 11 классе стоял выбор профессии, она со мной спорила, убеждала, что не стоит идти в педагогический, лучше вслед за ней выучиться на экономиста, это более выгодная профессия. В ответ я приводила разные доводы. Говорила, что хочу видеть глаза детей, которые светятся при виде меня, учителя словесности. Именно словесности! Ведь, помимо русского языка, сюда относится еще и литература — предмет души. Нет ни одной другой учебной дисциплины, которая бы так раскрывала чувства и эмоции человека! Ни одной! Пусть не обижаются на меня учителя музыки и рисования.

— Когда Вам было интереснее: в первый год работы или сейчас?

— Каждый период по-своему хорош. В первый год после университета мне сразу дали старшеклассников. Между мной и учениками была разница в пять-семь лет. Естественно, меня стали проверять на прочность. Задавали каверзные вопросы, не буду сейчас их озвучивать, с правописанием слов, которые вгоняли в краску. Сейчас я понимаю, что вела бы себя по-другому. А тогда то и дело возникала неловкость. Понятно, что дети, особенно мальчишки, хотели подзадорить молодую учительницу, но мне было интересно.

Я более 20 лет работаю в школе, и все время убеждаюсь, что, кроме профессионализма и опыта, необходим еще и человеческий фактор, это неотъемлемая часть настоящего педагога. Такого человека дети не боятся, а уважают, это учитель-друг и советчик.

— Современные ученики так же любят литературу, как раньше?

— Сейчас многие говорят, что ученики cтали другими. Я с этим не согласна. И до нас, и в наше время были те, кому нравилась литература, и те, которые не понимали, зачем надо читать книги, знать, что кто-то что-то думал при написании романа. Точно так же сейчас. Есть дети,

Фото: vestivrn.ru.

которые просто боготворят литературу, сами проявляют творческие способности в сочинительстве. У меня есть ученик, который говорит, что работает над второй главой романа. Надеюсь  когда-нибудь прочитать это произведение. Некоторые мои ученицы пишут стихи, оформляют маленькие книжечки, участвуют  в различных литературных конкурсах. И это меня, как педагога и наставника, не может не радовать. А есть те, которые думают: вот задали выучить, значит, выучу. Это тоже хорошо, значит, ребенок соприкоснется с прекрасным и, может быть, его душу тронут строки стихотворения, и это будет начало его дружбы с миром литературы.

— Назовите ваши любимые классические и современные произведения.

— Мне многие произведения нравятся, и это не зависит от периода их написания. Я люблю поэзию Марины Цветаевой, она женская, и мне близка. В студенческие годы писала стихи, сейчас редко письменно выражаю свои чувства, это бывает в связи с каким-то событием. Меня увлекает мир Александра Дюма, интересны произведения современности, например, романы Людмилы Улицкой. И открою вам тайну: в 9 классе я была влюблена во Владимира Ленского – героя романа в стихах Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин». (Улыбается.)

— ?!

— Да! Не в Онегина, а во Владимира Ленского! После прочтения произведения я создала для себя образ романтичного молодого человека, который сопровождал меня по жизни. Я его себе представляла высоким, статным, с усиками, почему-то с военной выправкой. И даже при знакомстве с будущим мужем образ Ленского не раз возникал у меня в памяти. (Смеется.)

— Этот образ совпал с вашим мужем?

— Отчасти да. Муж военный, очень любит читать книги. У него широкий кругозор, с ним интересно общаться. Он разносторонний и очень творческий человек. Дома я его иногда в шутку называю Кулибиным.

— На уроках есть место чувствам?

— Мой предмет и есть чувства и эмоции! Мне приятно слышать, когда ученики говорят, что я cтрогий, но справедливый учитель. На уроке могу и пошутить, назвать учеников Митрофанушками – по имени героя произведения, и дети на это не обижаются.

— Понимают?

— Понимают, изучали же комедию Фонвизина «Недоросль». Обид никаких не возникает, посмеемся вместе и дальше работаем. Дети все те же, есть отзывчивые, есть куда-то вечно спешащие, и те, которые не хотят ничего делать. Бедный ребенок ничего не хочет, а мы его заставляем! Но когда школа переполнена, мало времени для неофициального общения. Это огорчает, конечно.

— Есть мнение, что в школе надо изучать не классику, а хорошие современные произведения, в которых рассказывается о том, что понятно нашему поколению.

— В каждом классе образовательная программа по литературе связана с историческими событиями, о которых рассказывают произведения. В восьмом классе первые уроки и статьи в учебнике так и называются: «Литература и история». Но, конечно же, кто-то некоторые классические произведения может не понять, поэтому мы стараемся донести до каждого ученика суть эпохи, в которую они писались, как автор создавал книгу, что хотел донести до читателя. И мне как учителю литературы важно, что по этому поводу думает ребенок. А в старших классах изучаем и новейшую литературу —  произведения XXI века. Есть уроки внеклассного чтения. Иногда ребята рассказывают о  произведениях, о которых я не слышала. Вот и получается: мы учим детей, и дети тоже нас учат. Это очень хороший взаимообмен.

Учеба в школе заканчивается, а литература навсегда остается с выпускником. Он продолжает читать, без этого человек неполный…

Софа Руденькая

close

О, привет 👋
Приятно познакомиться.

Подпишитесь, чтобы получать замечательный контент каждый день.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *