Почему ученики неадекватно ведут себя на занятиях?
Идет обычный урок. Одни ребята слушают учителя, а другие громко разговаривают, перекидывают бумажки и смеются. Педагог начинает успокаивать шалунов. На объяснение темы остается еще меньше времени…
Несколько лет назад в начальную школу Всеволожского центра образования пришел необычный ученик. Он разговаривал на уроке, вставал и ходил по классу и не слушал учителей. Никакие слова на него не действовали. Педагоги и психологи говорят, что такое поведение свидетельствует об особенностях здоровья. Однако есть школьники, которые на уроках ведут себя очень свободно, но при этом у них нет никакого диагноза.
Однажды в 10 классе три ученика уселись за одну парту и не хотели расходиться. Учителю потребовалось время на «решение проблемы». Наконец, великовозрастные дитяти отправились на свои места.
А вы знаете, что бывает, когда педагог на какое-то время выходит из класса? Спешу сообщить: тут начинается что-то невообразимое. Ребята могут вскочить и быстро-быстро построить из парт и стульев «пирамиду». Некоторые смельчаки даже успевают взобраться на ее вершину.
Своим неадекватным поведением эти люди мешают не только учителю и ученикам, но и …самим себе. Не могу сказать, что ученики только из-за этого плохо пишут контрольные и сдают экзамены, но все же…
Удивительно, но при случае школьники-шалуны и их родители могут обвинить педагогов в том, что они как-то не так учат, не дают необходимых знаний.
Почему ребята так себя ведут? Как их призвать к порядку? На эти и другие вопросы мы искали ответы вместе с учителем русского языка и литературы, завучем Всеволожского центра образования Натальей Шабановой.
— Наталья Александровна, где прописаны правила поведения на уроке?
— В Уставе и других нормативных документах, их можно прочитать на официальном сайте школы. В свое время у нас были дневники, их раздавали детям бесплатно. На обложке — фотография центра образования. Нарушавших правила заставляли учить правила наизусть. Естественно, все прописано в Федеральном законе об образовании, там указаны права и обязанности детей, родителей и учителей.
— Физиологически можно вытерпеть урок?
— В начальной школе дети маленькие, они привыкают. Могут быть какие-то сложности в 5-х и 6-х классах, а с 7-го вообще не должно быть проблем, если у человека не имеется физиологических отклонений. У нас урок идет 40 минут, его можно спокойно выcидеть, а на переменке сходить, куда надо.
— Сейчас в одних классах парты стоят так, в других по-иному. Это не способствует порядку.
— Учителя и ученики привыкли, что ребята из разных классов ходят по кабинетам. Школа наша переполнена и места не хватает. Не каждый кабинет может вместить в себя 33–35 человек. Поэтому, естественно, приходится расставлять парты по-другому.
Это не влияет на поведение. Если человек хочет учиться, то какая разница, как стоят парты?! Если я пришла с целью получения знаний, я буду их получать в любой позе, в любом кабинете и в любых условиях! Но у нас, к сожалению, многие подростки отправляются в школу не учиться, а развлекаться. Если они
ходят на уроки показать свою спесь и дурь, то, естественно, будут нарушать дисциплину. И это не зависит от условий. Если вы организуете для такого человека индивидуальное место работы, у него будет персональный позолоченный стол или даже трон, он все равно будет дурачиться.
— Почему учителя не удаляют с уроков детей, мешающих заниматься?
— Учитель не имеет права удалять ребенка с урока. Каждый педагог несет ответственность за жизнь и здоровье детей, которые пришли к нему на занятия. Если нарушителя дисциплины удалят с урока, а тот выйдет и, предположим, упадет с лестницы, сломает себе шею, отвечать будет учитель. Поэтому педагоги на такой шаг не идут.
— А раньше с уроков удаляли!
— То было совсем другое время, мы жили по иным постулатам.
— В последние годы ученики стали хуже себя вести?
— Я работаю в школе с 1996 года, и на моих уроках особых проблем с поведением не было, всегда в классе один-два ребенка нарушают дисциплину. Но одно могу сказать определенно: понизился общий уровень воспитанности детей.
Родители с самого рождения должны внушать маленькому человеку, «что такое хорошо и что такое плохо», что можно, а что нельзя, что допустимо, а что недопустимо. Каждый из нас – член общества, и мы не вправе поступать так, как вздумается. Если в обществе не будет взаимодействия, начнется хаос.
— Вы были руководителем класса, где были непростые ребята.
— Нормальные там были ребята! Мне всегда доставались сложные классы. Один ученик периодически срывал уроки. Я начала выяснять причину такого поведения. Оказалось, что он делал это, когда был не готов к уроку. Боялся, что спросят и поставят два и начинал нарушать дисциплину. Он cказал мне так: «Я лучше получу очередную взбучку в кабинете директора, потом приду домой и мне все выскажет мама, но это же не двойка!» — «А ты понимаешь, что твоя цепочка с нарушением дисциплины приведет к постановке на учет, а это уже усугубление!» — «О-о! Это намного хуже двойки!»
Причин плохого поведения достаточно много. Одна из них – нежелание ребенка работать, потому что ему неинтересно. Это тема отдельного разговора.
— Что вы посоветуете ученикам?
— У меня трое детей, когда они росли, я им говорила: «Если вы нарушаете дисциплину на уроке, то сразу вспоминайте маму. Вам понравится, если у нее на уроке будет так?!» — «Не-е-т!». – «А почему другой учитель должен терпеть ваши выходки?!» И своим ученикам говорю примерно то же: «Не делайте так, как вы не хотите, чтобы поступали по отношению к вам». Это правило не мною придумано, оно живет в веках…
Татьяна Антоненко