В гостях у «Седьмой перемены» учитель начальных классов Алла Васильевна Рязанова
— Алла Васильевна, кто был вашим первым педагогом?
— Лидия Васильевна Патрушева, очень строгий, умный и талантливый педагог. Ее отношение к детям, к работе побудило меня пойти в профессию. Очень хочется быть похожей на первую учительницу, работавшую в Кандалакше Мурманской области, где я родилась и выросла.
— Что самое трудное в профессии учителя?
— Общение с родителями. Как правило, они безоговорочно верят своим детям, которые зачастую выдают желаемое за действительное.
— Родители сейчас другие?
— Конечно. Они лучше знают свои права, но, к сожалению, не всегда понимают свои обязанности. Поэтому с ними тоже надо уметь работать. Это приходит с опытом.
— А если прописать обязанности родителей в законе?
— Не уверена, что это изменит их отношение к школе и учителю. Оно зависит от воспитания и атмосферы в обществе. Разумный родитель прислушивается к мнению педагога, однако сейчас много «доброхотов» из числа друзей, товарищей и т.д., которые дают советы, но они не всегда приемлемы.
— Помните ученика, которому первому поставили двойку?
— Это мой старший сын! Поставила двойку во втором классе, чтобы не говорили, что предвзято к нему отношусь, завышаю оценки. Сейчас сыну 40 лет, он до сих пор это вспоминает. И говорит: «Жаль, что родители были учителями и приходилось доказывать, что я не глупее остальных детей». А вообще очень редко ставлю двойки.
— Трудно любить трудных детей?
— Если ты поймешь причину его проблем и станешь общаться с ним на равных, эта трудность очень быстро уйдет. Когда я приехала в седьмую школу, один ученик долго меня не принимал. Он не делал домашнее задание, стоял в стороне и мало чем интересовался. А в конце года сказал, что я все правильно делала.
— Что за ключик вы к нему подобрали?
— Я в него поверила! Не скупилась на добрые слова, давала поручения, обращала на ученика внимание других, говорила, что это талантливый человек. Мне потребовалось полгода, чтобы найти к нему дорожку. В 4 классе он сказал, что пойдет на выпускной только потому, что там будет Алла Васильевна. Я поняла, что шла правильным путем, ученик поверил в своих одноклассников и в учителя. Мы до сих пор мы с ним здороваемся, общаемся с бабушкой.
— Что вы говорите себе, когда появляется желание завести любимчика?
— У меня нет любимчиков, я тут принципиальна. Есть ученики, к которым отношусь положительно. Оцениваю их по делам, ответам, которые они дают. За 40 с лишним лет ни на одной контрольной работе ни одному ребенку не подсказала. Может, это плохо, но дети все самостоятельно делают. Оценки в дневники всегда выставляю объективно, про моих ребят не скажешь, что они в начальной школе учились хорошо, а потом «съехали». Многие и сейчас продолжают успешно учиться.
— Дети XXI века сильно отличаются от детей вашего поколения?
— Глядя на то, как ученики относятся к школе, к одноклассникам, к учителям, я думаю, что мы им что-то не додаем. Для ребят, которые ходили в школу раньше, слово учителя было законом. Если он просил ученика что-то сделать, тот делал, не надо было 25 раз за ним ходить, уговаривать. Сейчас не так много детей, которые бы с охотой шли навстречу педагогу. Ребят надо убеждать, что это нужно не только учителю, а им самим. Они более прагматичные, порой жестокие.
— Почему они такие?
— Мы всего добивались сами — заканчивали школы, поступали в институты, заканчивали их. Понятно, что родители помогали, но они не брали полностью ответственности за тебя, взрослого человека, не проплачивали учебу, не ходили с тобой по всем инстанциям. Современным ребятам надо еще в школе видеть цель и стремиться к ней.
— Чем вы занимаетесь в свободное время?
— Люблю гулять по Невскому проспекту, ходить в театры. Веду театральную студию, ребята с большим удовольствием приходят на занятия. Нравится ездить с детьми на экскурсии, открывать новые места. Люблю путешествовать, объездила достаточно много европейских стран.
— Какое путешествие запомнилось больше всего?
— В Италию и речная поездка на теплоходе на Валаам. Два разных путешествия, но они дали мне положительные эмоции.
— Вы азартный человек?
— Не столько азартный, сколько решительный. Я долго не выбираю. Если что-то задумала, буду идти по этому пути, хотя не знаю, что ждет впереди. Одиннадцать лет назад поняла, что мне надо все поменять. Закрыла на ключ дом, оставила друзей, товарищей, школу, которой отдала 33 года жизни, и поехала во Всеволожск, в центр образования. С тех пор ни разу не пожалела о своем решении.
— Если вернуть время назад, вы выбрали бы ту же профессию?
— Возможно, я лучше проявила бы себя как руководитель танцевального коллектива — в свое время меня приглашали танцевать в Ленинградский военный округ, потом вела хореографический кружок. Но что ни делается, то к лучшему. Как учитель я достигла определенных успехов, и вообще люблю свою профессию.
Из досье «Седьмой перемены»
Алла Васильевна Рязанова родилась и выросла в городе Кандалакше Мурманской области. Была заводилой мальчишеских и девчоночьих ватаг. Поступила в Череповецкий педагогический институт, после его окончания отправилась в сельскую местность, в Новокемскую среднюю школу Вашкинского района Вологодской области, где проработала 33 года. Была учителем начальных классов, заместителем директора по воспитательной работе. Уже 10 лет работает во Всеволожске, педагог начальных классов. Ученики Аллы Васильевны побеждали на муниципальных и всероссийских конкурсах. Награждена грамотой главы администрации Всеволожского района. Отличник народного просвещения.
Мария Кирьянова
One thought on “«ВАШЕ ПОКОЛЕНИЕ БОЛЕЕ ПРАГМАТИЧНО, ПОРОЙ ЖЕСТОКО»”
Учителем быть сложно, особенно в наше время. Хороший учитель — это, прежде всего, Человек. И очень важно, чтоб он любил и знал свой предмет. Учителя из школ уходят, потому что трудно работать, когда тебя может унизить всякий ученик и всякий родитель. Культура и воспитание у всех разные. Учитель не может ответить дерзко, молчит, значит, — виноват. Молчит не поэтому, а потому что не желает становится на уровень некультурного родителя.