Где и как занимаются школьники с особыми образовательными потребностями
До переезда на улицу Невскую наша редакция собиралась на втором этаже, рядом с прозрачным кабинетом. В нем постоянно шли занятия. Один раз урок за стеклом проходил очень необычно. Какая-то девочка громко разговаривала и при этом обращалась к учителю на «ты». Нам пояснили, что в «аквариуме» учатся ребята с особыми образовательными потребностями.
Раньше такие дети жили и учились в специальных интернатах и коррекционных классах. Сейчас ходят в обычные школы, в том числе в нашу. Как они учатся? И кто их учит? Об этом корреспондент «Седьмой перемены» беседует с учителем-логопедом, методистом по инклюзивному образованию, руководителем школьного методического объединения специальной педагогики Екатериной Степановой.
— Екатерина Васильевна, почему этих ребят перевели в обычные школы?
— Совместное обучение дает возможность детям расти и развиваться вместе со сверстниками. И очень важно, что ребята учатся по месту жительства, что они не живут в интернате, вдалеке от семьи, не ездят в коррекционную школу в Санкт-Петербург.
— У кого возникают особые образовательные потребности?
— В нашей школе обучаются дети с нарушениями речи и с трудностями освоения программы. У этих ребят есть заключение территориальной медико-педагогической комиссии о том, что им нужна адаптированная образовательная программа.
— Занятия по ней проходят отдельно?
— Эти дети инклюзированы (включены) в классы. Они вместе со всеми ездят на экскурсии, ходят на школьные праздники. Занимаются на уроках музыки, физкультуры, изо, технологии, а на основные предметы идут с другим учителем в специальные учебные кабинеты, которые директор Олег Анатольевич построил прошлым летом в рекреациях на первом, втором и третьем этажах.
— Это такие «аквариумы».
— Учебные кабинеты для индивидуальной работы (улыбается). Там учатся только те, кому это необходимо. Они немного в другой форме получают тот же объем знаний, что и другие ребята. Есть детки, которые сидят на всех предметах в классе, а после уроков приходят на дополнительные занятия к логопеду, дефектологу и психологу.
— Сколько таких детей в нашей школе?
— В прошлом году по адаптированным программам учились 54 ребенка из начальной и основной школ. В этом году 82 ученика: 70 в начальной и 12 в средней школах.
— Дополнительные занятия проводят наши учителя?
— Да. Для обучения таких детей необходимо специальное коррекционное образование. Учителя-логопеды, дефектологи и психологи его уже имеют. В школе четыре логопеда и четыре педагога-психолога, один дефектолог. В этом году увеличился штат специальных педагогов и создано их методическое объединение. А учителя-предметники и педагоги начальных классов прошли курсы профессиональной переподготовки по специальности дефектология, 42 педагога получили дипломы и право обучать таких детей.
— Что главное в такой работе?
— Терпение и любовь.
— Мы стали свидетелями необычного поведения ученицы на уроке в прозрачном кабинете. Как должен вести себя педагог в такой ситуации?
— К каждому ребенку нужен индивидуальный подход. А дети с особыми потребностями обучения требуют еще более тщательного подхода. К каждому ученику можно найти свой ключик. Кому-то помочь, с кем-то «рука в руке» что-то прописать. Каждый развивается и обучается в своем темпе.
— Этим ребятам ставят оценки?
— У них своя система оценивания. Обычно, если в диктанте пять ошибок, ставится двойка, а для этих детей немножко увеличено количество допустимых огрехов. Определенные дисграфические ошибки (пропуск, замена букв схожими по написанию, напр. б, д, перестановка слогов и т.п.) учитель вправе не засчитывать. Поэтому дети получают оценки выше и начинают себя чувствовать более успешными.
— И какие у них отметки?
— В основном тройки и четверки. Если в классе они были между двойкой и тройкой, то здесь имеют возможность проявить себя. Им дается меньший объем работы. Педагоги могут увеличить время выполнения задания. Ученику могут разрешить пользоваться какой-то наглядной табличкой, памяткой, чтобы он смог применить правило, если забыл его.
— А хорошисты и отличники среди них есть?
— Хорошисты есть, отличников нет. Но детки, которые вышли на индивидуальную работу, улучшили свою успеваемость. У них повысилась мотивация, уверенность. У логопедов и психологов нет оценок, и я придумала такой способ: если ребенок хорошо поработал, он получает наклейку с героями известных мультиков, игр. Для первоклассников и второклассников это ценно. А в третьем и четвертом классах мне один мальчик сказал: «Зачем мне ваши наклейки? Я могу сам пойти купить еще больше». Я задумалась, и мне пришла в голову идея. Пришла к ним на следующий урок и сказала: вы полгода собираете эти наклеечки, клеите их на обложку тетради, а перед Новым годом и в конце учебного года мы проводим школьный базар. Вы можете на эти наклейки купить блокнотики, ручки, тетрадки и т.д. Если ребенок хорошо справился с заданием на логопедическом занятии, мы можем подойти к учителю и попросить поставить ему четверку или пятерку по русскому языку. Детей это мотивирует.
— Эти ребятам тоже задают много на дом?
— Так же много, а еще дополнительно задают специалисты: «Без труда не выловишь рыбку из пруда!»
— Есть ли диагнозы, при которых эти дети cо временем становятся, как все?
— Они и так, как и все.
— Когда они доходят до такой стадии, что им уже не требуется особое сопровождение.
— Такое возможно, если они подтягиваются. Ребята могут вернуться на основную программу и обучаться дальше на общих условиях. Это решает медико-психолого-педагогическая комиссия.
— Дети с особыми потребностями получают обычный аттестат?
— Конечно, и дальше могут поступать в колледжи и даже в вузы. Но есть категория ребят, которые не получают аттестат, им выдается справка об обучении. Это дети с интеллектуальными нарушениями, умственной отсталостью.
— С родителями таких детей тоже говорите?
— Безусловно, здесь нужна очень большая работа и родителей. Мы приходим на родительские собрания, рассказываем об особенностях обучения таких детей. Приглашаем пап и мам на психолого-педагогический консилиум, где садимся за круглый стол – родители, логопеды, психологи, учитель — и рассказываем про успехи, трудности и говорим, чем они могут помочь дома. Кого-то приходится очень долго убеждать. Какие-то родители сразу идут на контакт, помогают.
— Как ребята с особыми потребностями общаются со сверстниками?
— В нашей школе нет никаких конфликтов. Дети, имеющие трудности в обучении, с самого начала занимаются в этих классах. Логопеды их выявили, но не афишируют. Мы объяснили, что тому или иному ребенку помогает еще один учитель, чтобы он лучше учился. Ребята помогают друг другу, никто никого не дразнит, все свои.
Севара Аллабергенова