Финалист конкурса «Профессиональный успех» Елена Губина «неправильно» ответила на «каверзные вопросы» «Седьмой перемены»
Принято считать, что правильный учитель равноудален от учеников, никому не показывает свою симпатию или антипатию. Значит, он ведет себя неискренне?! С этим и другими «каверзными вопросами» мы отправились на беседу с классным руководителем 9д Еленой Губиной. Елена Витальевна — финалист профессионального конкурса в номинации «Классный руководитель». По образованию педагог, долгое время работала экскурсоводом, потом вернулась в школу. Преподает технологию.
— Елена Витальевна, у вас в классе есть любимчик?
— Есть, и не один!
— А сколько?!
— Человек 20! (Смеется.)
— Как вы скрываете хорошее отношение к ученику? И надо ли вообще его скрывать?
— Я ко всем ученикам хорошо отношусь, никого не обижаю, не оскорбляю. А с любимчиками наоборот более строго держусь.
— Им не повезло, что они ваши любимчики?!
— (Cмеется.) Я не говорю вслух, что они мои любимчики! Когда вызываю ребят на серьезную беседу, они знают: если бы к ним относилась плохо, никакого разговора бы не было.
— А вы ко всем одинаково хорошо относитесь?
— Да, конечно.
— Это возможно вообще?
— Нужно стараться, понимать, что все люди разные. Кто-то больше похож на тебя по своему мироощущению, кто-то меньше, но это не значит, что он хуже.
— Есть такой школьный анекдот: у хорошего учителя нет любимчиков, он всех ненавидит одинаково!
— Это уже не учитель! Педагог – живой человек, ему могут импонировать какие-то черты характера ребенка, а какие-то раздражать. Если ты хороший учитель, всегда задаешь себе вопрос: почему это происходит? И всегда постараешься максимально объективно относиться к ученику.
— А как вы относитесь к ученикам-подлизам?
— У меня нет подлиз. У нас такие отношения, что подлизывание просто неуместно.
— У вас есть ученик, который вам нравится, но он двоечник?
— Я в школе больше дружила с теми, кто плохо учится, хотя сама была хорошисткой. И сейчас те, кто мне нравятся, двоечники!
— Вы какой-то неправильный учитель!
— Да, наверное. (Смеется.) Бывает, дети жалуются: учитель меня не любит, поэтому я получаю плохие оценки. А вот этого ребенка педагог любит и дает ему поблажки, не ставит плохие отметки. Я стараюсь ко всем относиться одинаково, у нас с ребятами доверительные отношения. И никакие они не любимчики. Это мой класс, мои любимые ученики!
— Да, мы не смогли вас «разоблачить»!..
— (Смеется.) Наверное, наш пример неудачный для этой темы. А настоящим любимчикам не позавидуешь. Они сталкиваются с завистью одноклассников, не умеют выстраивать отношения. Особое положение их расслабляет, не побуждает к росту.
— Мы как-то видели, что вы летом поехали с учениками на велосипедах на озеро.
— Мы не один раз ездили. У нас в классе есть традиция: когда заканчивается учебный год, и мы еще не разъехались, собираемся и крутим педали в сторону озера. Благодаря таким поездкам ребята стали лучше общаться друг с другом. До этого я заметила, что они умеют вместе баловаться, играть, но не умеют дружить. Если у кого-то элементарная проблема – не накачана шина в колесах или пробито колесо, они не подозревали, что можно позвонить, поговорить со своими друзьями, одноклассниками и кто-то обязательно поможет решить эту проблему.
— То есть дружить тоже надо уметь.
— Конечно! У нас есть примеры, когда дружат не отличник с отличником, а когда хорошист с троечником и двоечником. И я спрашиваю: «Ребята, вы же друзья! Помогите друг другу! Дружба – это не дать списать, а когда ты помогаешь другу. Ты подсказываешь ему, объясняешь, и в итоге он все понимает».
— Ребята знают, что вы были финалистом профессионального конкурса?
— Конечно, знают! Я же не одна была в финале конкурса, у меня была группа поддержки, целая команда, это и ребята, и родители. Это наше общее достижение!
Диана Лобашева