Не нажимая на кнопку получишь результат

Искусственный интеллект
Фото: pulse19.ru.
Фото: pulse19.ru.
Каждый из нас ежедневно сталкивается с ИИ: делает покупки, узнает новости, имеет свой поисковик и т.д.

Мы привыкли, что искусственный интеллект (ИИ) — это нечто сложное, далекое и неподвластное простому человеку. Ведь само это словосочетание автоматически ассоциируется с будущим, с чем-то высокотехнологичным и непонятным. Но, как оказалось, это не совсем так. ИИ гораздо ближе.

Заветная пара букв не является чем-то сверхсекретным и недоступным. В результате нашего журналистского исследования выяснилось, что большая часть современных людей, не догадываясь об этом, постоянно сталкивается с искусственным интеллектом. Он, как и роботы, плавно, практически незаметно вошел в нашу повседневную жизнь. В материалах цикла мы расскажем, где и как это происходит.

А для начала – небольшая азбука ИИ.

Искусственный интеллект, как и естественный, начинается с нейронов. В 40-х годах XX века модели нейронов, имитирующие работу головного мозга, перенесли в компьютер. В нашем сером веществе около 80 миллиардов нейронов. Машинным нейросетям той поры до таких цифр было очень далеко, им элементарно не хватало вычислительных мощностей.

В 1956 году американский информатик Джон Маккарти ввел в оборот термин «искусственный интеллект». Это словосочетание намекало на сходство умственных операций человека и машины. А в 1958 году появился первый нейрокомпьютер «Марк-1», его создал американский нейрофизиолог Фрэнк Розенблатт.

Долгое время математики учили машину думать по-человечески, благо современные вычислительные мощности давали возможность создавать гигантские нейросети. В 2010-х годах появилась гипотеза, что при воспроизводстве в компьютерах процессов, происходящие в мозге человека, у машины можно создать подобие интуиции, то есть для получения результата ей не всегда будут нужны логические операции.

Одиннадцать лет назад компьютер распознал изображение кота, которое не было в него заложено. С той поры в IT-технологиях произошел огромный прорыв. Он был основан на том, что при обработке огромных массивов данных машины стали находить незаметные человеку закономерности и выдавать результат.

Сегодня искусственный интеллект — это система нейросетей, компьютерного оборудования, инфраструктуры, облачных сервисов и, естественно, людей. ИИ проник повсюду: в промышленности помогает роботизировать монотонные операции (мы об этом писали), оптимизирует сферы продаж (чат-боты) и финансов (алгоритмическая торговля), с его помощью исследуется рынок. Новые технологии на основе собранных данных позволяют качественно решать управленческие задачи, оказывать разные услуги.

Начнем с услуг в Интернете. Каждый из нас хотя бы раз что-то искал в Глобальной сети, но не далеко не каждый знает, что строка, в которую мы «набиваем» слова, является частью огромного механизма, построенного на самообучении и анализе миллионов запросов.

Поисковик не просто отвечает на вопросы пользователей, он их анализирует. Можно сказать, каждый из нас имеет свой собственный, единственный и неповторимый поисковик. Именно поэтому человеку легко найти нужную информацию в Интернете, ведь поисковик демонстрирует те сайты, которые подходят именно ему.

Таким же способом определяется, какая реклама будет наиболее интересна именно вам. С помощью искусственного интеллекта рекламные компании решают, что именно показывать определенному пользователю.

Словосочетание «искусственный интеллект» уже давно стало рекламной уловкой, на которую ежегодно клюют тысячи несознательных сограждан. Недавно рекламщики Сбера с помощью ИИ «оживили» Жоржа Милославского из кинокомедии «Иван Васильевич меняет профессию». Персонаж, сказавший с экрана сакраментальную фразу: «Граждане! Храните деньги в сберегательной кассе! Если, конечно, они у вас есть!» попадает в наше время и уже по-новому привлекает всеобщее внимание к компании (а это уже экосистема, оказывающая не только банковские услуги). Технически сделано все искусно, только люди недоумевают, почему работу Сбера рекламирует воришка.

Открывая email, мы встречаемся с удивительным явлением. Почта, за порядком в которой тоже следит искусственный интеллект, сама отправляет в спам ненужные нам сообщения, причем, зачастую, выбрасывается та самая реклама, которую нам отправили с помощью ИИ. Получается, что ИИ борется сам с собой, такой вот парадокс.

Десятки миллионов человек ежедневно читают новости на странице Яндекса. С нескольких тысяч информационных сайтов их отбирают не сотрудники компании, а искусственный интеллект, робот с программой, действующей по определенным алгоритмам. Понимая это, современные журналисты стараются придумать заголовок и написать текст так, чтобы их увидел робот Яндекса и разместил на сайте поисковика, вывел в топы. А другая часть коллег начинает рабочий день со знакомства с этими предпочтениями ИИ и поиском эксклюзива уже в рамках заданной темы…

Так искусственный интеллект корежит базовые стандарты журналистики. Чтобы добиться внимания робота, старшие коллеги придумывают незатейливые заголовки, упрощают тексты, обязательно упоминают в них известных личностей и т.д. В итоге редакции принимают на работу не аналитиков и мастеров слова, а копирайтеров, способных угадывать алгоритмы.

По сути, ИИ задает информационную повестку дня всей стране, форматирует сознание миллионов людей. Видя это, несколько лет назад в Яндекс пришли федеральные чиновники и попросили показать, как действует робот. Можно ли как-то повлиять на выбор ИИ? Теоретически — да, путем настроек нетрудно «вымыть» из информационного пространства нежелательные темы.

Искусственный интеллект манипулирует нашим сознанием, но без него мы не смогли бы быстро и качественно получать многие, привычные уже услуги. И, кто знает, возможно, будущие поколения смогут сделать так, что ИИ станет не только ловким игроком, а нашим верным товарищем…

Андрей Моисеев

close

О, привет 👋
Приятно познакомиться.

Подпишитесь, чтобы получать замечательный контент каждый день.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *