Исследование Института научной информации по общественным наукам Российской академии наук (РАН) показало, что в учебниках истории ряда постсоветских стран Центральной Азии, государств Ближнего Востока и Китая Россия показана как колониальное государство, угнетавшее народы на присоединенных территориях, пишет РБК.
В исследование под редакцией заведующего отделом Ближнего и постсоветского Востока доктора наук Владимира Аваткова отмечается, что в основном в учебниках стран постсоветского пространства Россия представлена как колониальное государство, которое угнетало народы на присоединенных территориях, что нанесло урон их культуре, рассказал РБК один из соавторов, младший научный сотрудник отдела Ближнего и постсоветского Востока ИНИОН РАН Разиль Гузаеров.
Ученый отметил, что зачастую в учебниках намного меньшее внимание уделяется тому, какой вклад Россия внесла в развитие этих стран.
В азербайджанских учебниках установление советской власти называют военным вторжением при поддержке «предательских сил».
В Казахстане в учебниках Российскую империю описывают как государство, стремившееся использовать его как платформу для своих экономических и военных интересов.
Пособие для учащихся академии МВД Узбекистана говорит о вреде присоединения Средней Азии Российской империей национальной идентичности.
В учебниках Израиля СССР и Российская империя описаны как антисемитские государства.
В Иране пособия учат, что поддерживавшаяся СССР партия дестабилизировала общество и провоцировала начало гражданской войны.
По мнению авторов исследования, продвижение в учебниках истории ложных и искаженных событий формирует негатив по отношению к России, а в будущем может стать базой для развития ксенофобии и русофобии.